Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Музей-подводная лодка С-189 в С.-Петербурге

Этот музей появился в Питере сравнительно недавно: ПЛ С-189 была открыта для посещения в 2010 г. Но до такого радостного момента этой ПЛ надо было ещё дожить - а шансов на это, если говорить честно, было весьма мало. Прослужив 35 лет (от поднятия флага в 1955 г. до момента исключения из состава ВМФ в 1990 г.), ПЛ была поставлена на отстой в Кронштадте. Там она потихоньку была разграблена и, в результате последней (непродуманной) акции любителей металлолома, затонула и села на грунт в Купеческой гавани, прямо у пирса (в 1999 г.). При этом, над водой оставалась лишь часть рубки.

Тем не менее, благодаря неравнодушному меценату - Андрею Артюшину, бизнесмену и бывшему подводнику - ПЛ была спасена. Сначала, в 2005 г., она была поднята и поставлена на ремонт в док Канонерского завода. В 2006 г. она была выведена из дока и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по переоборудованию в музей. Торжественный подъём флага на ПЛ состоялся уже в 2007 г., а в 2010 г., как я уже сказал, ПЛ была открыта для всех желающих.

1. Вход на музейную ПЛ:
Музей подводная лодка С-189

2. Для спуска в ПЛ существует специальный трап, расположенный за рубкой и появившийся уже в ходе восстановления ПЛ:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_027.jpg

Думаю, что я открыл новый вид спорта болезни искусства: фотографирование серых подводных лодок на фоне серого неба и серой (вернее, свинцовой) воды... Так что если качество фото не получилось оптимальным - я не виноват :)

3. ПЛ С-189: вид с набережной Лейтенанта Шмидта. На заднем плане справа- ледокол "Москва" на отдыхе. Ещё правее, совсем вдали - ещё один корабль-музей - "Красин":
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_026.jpg

В музее есть своя команда, почти поголовно состоящая из бывших подводников. Они помогают посетителям спуститься вниз, отдают им (посетителям) команды, подлежащие немедленному исполнению, а так же проводят для них экскурсии.

Когда я спустился вниз, мне была отдана первая команда на покупку билета, а затем я был направлен сразу в кормовой (торпедный) отсек - для начала осмотра музея. Как я понял позже, мне повезло, ибо я решил посетить ПЛ в будний день, и мне почти не пришлось толкаться внутри ПЛ с другими страждущими, или стоять в очереди на пирсе.

4. Итак, вот он, отсек №7, кормовой-торпедный. Он же - отсек-убежище. Хорошо видна плоская дверь (люк), соединяющая 6 и 7 отсеки. Эта дверь была расчитана лишь на небольшое давление:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_051.jpg

5. Внутри кормового торпедного отсека хорошо различимы 2 533-мм торпедных аппарата, для которых не было запасного боекомплекта:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_052.jpg

6. Так же в отсеке находится люк для аварийного покидания ПЛ:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_056.jpg

7. Торпедный аппарат поближе:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_055.jpg

8. Вид из торпедного отсека в сторону отсека №6, электромоторного:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_057.jpg

9. ПЛ проекта 613 проектировались при максимальном использовании информации о последних и наиболее "продвинутых" немецких ПЛ XXI и XXIII серий. Так, впервые были применены станции управления электродвигателями. Вид на станции управления (в нос). Главные электродвигатели мощностью по 1350 л.с. расположени внизу:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_048.jpg

10. Один из двух вспомогательных электродвигателей мощностью 50 л.с. (для обеспечения экономичного хода):
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_046.jpg

11. Станция управления правым главным электродвигателем (ГГЭД). Новые станции были гораздо удобнее применявшихся ранее щитов с рубильниками:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_049.jpg

Интересна история ПЛ этого проекта. Как я уже сообщил, при проектировании были максимально использованы технические решения немецких ПЛ последних серий, в том числе устройство для работы дизеля под водой (РДП). Эта серия ПЛ стала самой массовой в советском ВМФ. Всего было построено 215 подводных лодок, а ещё 21 ПЛ проекта 613 была построена в Китае по лицензии.

Первоначально на лодках этого типа предусматривалась установка артиллерийского вооружения: сначала один спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-8, а затем и так же спаренное 57-мм универсальное орудие СМ-24-ЗИФ, но в 1956 г. они были сняты с уже построенных лодок - ибо в качестве оружия самообороны они стали практически бесполезны.

12. Переходим в отсек №5, дизельный. Он отделён от 7-го и 6-го отсеков "настоящим" люком и "настоящей" переборкой, способными выдержать давление до 10 кг/кв.см:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_045.jpg

13. В пятом отсеке расположены два дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. производства Коломенского завода, и к ним два компрессора ДК-2. Дизели являлись доработанными копиями тепловозных двигателей "Packard":
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_042.jpg

14. Вид на дизели в сторону кормы:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_032.jpg

15. Ещё кусочек дизеля. Разумеется, во всех отсеках этой ПЛ царит непередаваемая атмосфера - как в прямом, так и переносном смысле. Густой запах дизельного топлива и машинного масла бодрит:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_037.jpg

16. Покидаем 5-й отсек и переходим в 4-й, он же жилой, он же камбуз. Так же в нём расположена вторая группа аккумуляторных батарей (общий вес батарей на этой ПЛ - около 200 тонн) и кают-компания старшин:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_035.jpg

Сейчас в 4-ом отсеке расположен вход в ПЛ, места для чаепития нового экипажа и музейная лавка, в которой я купил набор открыток об этой ПЛ. К сожалению, книжки или хотя-бы альбома с фотографиями, посвященных этой ПЛ, купить пока нельзя.

17. Заходим в третий отсек - центральный пост:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_065.jpg

18. Вид в сторону носа. Сразу бросаются в глаза тяги выдвижных устройств (антенн и перископов):
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_067.jpg

19. Самое важное оборудование ПЛ теперь не работает. Но на ПЛ есть и второй гальюн, в дизельном отсеке:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_068.jpg

20. Слева на фото расположено счётно-решающее устройство для "программирования" торпед, справа - гирокомпас (копия немецкого "Anschütz"):
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_077.jpg

21. Перископ:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_079.jpg

22. Вот, что можно в него увидеть:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_074.jpg

Это церковь Успения Пресвятой Богородицы и часть набережной Лейтенанта Шмидта.

23. Боевой пост погружения и всплытия:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_078.jpg

24. Внизу, под решёткой палубного настила, виден трюм с соответствующей арматурой:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_080.jpg

25. Таблица непотопляемости - основа борьбы за живучесть ПЛ:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_073.jpg

26. Хитрые приборы:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_082.jpg

27. Рабочее место штурмана:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_081.jpg

28. Люк во второй, жилой и аккумуляторный, отсек:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_075.jpg

29. Вид на жилой отсек, за ним виднеется первый, торпедный отсек:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_083.jpg

30. Во втором отсеке расположены каюты капитана, старпома и замполита, а так же радиорубка и кают-компания со спальными местами для офицеров. Каюта капитана:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_089.jpg

31. Здесь жил и работал замполит:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_086.jpg

32. На столе у него размещён традиционный набор сказок для экипажа:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_087.jpg

33. Кают-компания, при необходимости, превращалась в операционный зал:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_090.jpg

34. Радиорубка. Слева внизу интересный прибор МЛ-22. Это снаряд радиолокационных и тепловых помех от комплекса выстреливаемых помех ПК-2 или ПК-16. Я только не очень понял, какое отношение этот снаряд имеет к подводным лодкам?
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_085.jpg

35. Элементы декора:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_094.jpg

36. Радиокомплекс с самоваром:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_093.jpg

37. Переходим в первый, торпедный отсек. 4 торпедных аппарата с боекомплектом 10 торпед - 4 заряжены, 6 в резерве. Так же тут спали матросы (16 шт., на подвесных койках). Вообще, матросы всегда спали практически на своих рабочих местах:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_091.jpg

38. Вид на ТА:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_099.jpg

39. Торпеды и ложные цели:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_096.jpg

40.
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_101.jpg

41. Слева у борта выставлены различные газоанализаторы - на ПЛ постоянно выделялись самые разные газы, многие из них - взрывоопасные при определённых концентрациях. За концентрацией этих газов в атмосфере ПЛ следовало строго и постоянно следить:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_098.jpg

42. Специальный военно-морской хронометр из центрального поста:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_103.jpg

43. Антенное хозяйство ПЛ С-189:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_117.jpg

44. Напоследок хочу выразить благодарность нашему экскурсоводу:
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_102.jpg

45. Вот вроде и всё, небо начинает хмуриться, спасибо за внимание :)
S-189 St. Petersburg-2015-09-09_121.jpg

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
Региональное общественное учреждение культуры "Музей "Подводная Лодка "С-189" (владельцы музея:  Артюшин Андрей Анатольевич, Артюшина Елена Александровна и РОО Союз Моряков-Подводников)

Адрес:
Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы

Как добраться:
Самое простое -  доехать на метро до ст. "Василеостровская", дальше автобусом № 1. Поскольку на момент посещения музея ст. "Василеостровская" была закрыта на ремонт, я выбрал следующий маршрут: от Невского проспекта доехал до пл. Труда (автобус №22 или №27, троллейбус №5), а дальше прогулялся через Благовещенский мост и по набережной Лейт. Шмидта.

Контакты:
Телефон: +7 (904) 613 7099
E-mail: c-189@mail.ru

Расписание работы:
Ежедневно с 11:00 до 19:00 (касса - до 18:00), выходные дни: понедельник и вторник. В расписании возможны краткосрочные изменения.

Сколько стоит: взрослый билет: 400 руб. Школьникам прочим пенсионерам: 200 руб. Студентам и курсантам: 300 руб. Примечание: профессиональная фотосъёмка в музее запрещена.

Дополнительная информация:
Официальный сайт музея "Подводная лодка С-189".
Страничка ПЛ С-189 Вконтакте
Статья про ПЛ С-189 в Википедии
Статья о ПЛ проекта 613 на сайте submarines.narod.ru
Хроника службы ПЛ С-189.
Tags: военный музей, подводные лодки, проект 613, россия, с-189, спб
Subscribe

Posts from This Journal “подводные лодки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments