Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Лётчик-испытатель Герхард Гюттель отвечает на вопросы - часть 1

Как я и планировал, на этой неделе мне удалось встретиться и поговорить с немецким лётчиком-испытателем  Герхардом Гюттелем (Gerhard Güttel). Спасибо всем, кто откликнулся на мой призыв в сообществе ru_aviation и подготовил свои вопросы. Так же большое спасибо дочери лётчика Бригитте Отто (Brigitte Otto), её мужу Дитмару (Dietmar) и моему немецкому другу Хорсту (Horst Kreß), которые помогли мне с организацией этой встречи. Сама встреча с легендой немецкой авиации прошла в тёплой и дружественной атмосфере, в его скромной квартире в Дрездене, недалеко от аэропорта и бывшего авиазавода. Дальше я попробую связно изложить детали нашей беседы с Герхардом Гюттелем. Этот рассказ не будет строго выдержан в стиле  "вопрос-ответ", т.к. встреча не была классическим интервью. Тем не менее, мне удалось получить ответы на большинство вопросов.

1. Немецкий среднемагистральный пассажирский самолет «152» - один из самолётов, которые испытывал Герхард Гюттель. Когда основной экипаж испытателей погиб в катастрофе первого "лётного" образца («152/I V1», см. его roll out весной 1958 г. на фото), он продолжил испытания модифицированного варианта («152/II V4»)  - вплоть до закрытия программы:Bundesarchiv Bild 183-54953-0004, Flugzeugwerk Dresden, Flugzeug 152.jpg
Источник фото: «Bundesarchiv Bild 183-54953-0004, Flugzeugwerk Dresden, Flugzeug 152», Giso Löwe. Под лицензией CC BY-SA 3.0 de с Викисклада.

В назначенное время мы с Хорстом припарковались у трёхэтажного многоквартирного дома на окраине Дрездена, достали заранее припасённые цветы и бутылку белого бургундского вина, и поднялись в квартиру. Нас радушно встретили и провели в гостинную, где в течении двух с лишним часов и продолжилось наше общение.

Я постоянно держал наготове шпаргалку с переведёнными на нем. язык вопросами, но жизнь оказалась более прозаичной. Герхард Гюттель - мастерский рассказчик, готовый говорить о любимом деле часами. В итоге, мне с трудом приходилось ловить моменты, когда его можно было перебить и задать новый вопрос. А ближе к концу беседы оказалось, что большинство вопросов и так уже "обработано".

Лётная карьера Герхарда Гюттеля началась в  далёком 1939 г., в 16 лет - с учебного планера SG 38. Любопытно, что когда я в ходе беседы спросил, управление каким летательным аппаратом доставляло ему наибольшее удовольствие, он ответил - планером! Дело не в том, что он пренебрежительно относится к достижениям науки и техники. Нет. Но лично для него очень важна возможность чувствовать "объект" при наименьшем числе посредников - без всяких гидроусилителей и т.п., и уж точно без автопилотов. Одним из его "любимых" самолётов был транспортный Ю-52 - довольно простая, и в то же время очень надёжная машина. Так же он очень негативно относится к любой рутине. На вопрос о его отношении к гражданской авиации он ответил, что это "не его", и он просто не мог бы представить себя в функции линейного пилота. Любопытно, что это мнение распространяется так же и на службу в ВВС или в правительственном авиаотряде, куда его так же приглашали. Работать "водителем автобуса", по его выражению, он не соглашался ни в какую. В то же время он с уважением отзывается о тех же линейных пилотах, которые в свободное время летают на лёгкомоторных самолётах или на планерах - в качестве хобби.

Дальше была война. В отличие от моего анонса, где я сообщал о его призыве лишь ближе к концу войны, на самом деле оказалось, что его служба в Люфтваффе началась уже в 1941 г. Вплоть до марта 1945 г., когда он попал в плен, им было совершего около 2000 вылетов. За его плечами - служба в различных частях и авиашколах, распологавшихся в Германии, Польше и Франции. За это время Герхард Гюттель прошёл обучение во всех возможных авиашколах (т.е. пройдя ступени A, B и C) и получил практически все возможные лицензии, включая ELF/II. Это означает, что он имел право управлять как  одномоторными, так и многомоторными машинами (учебными самолётами, истребителями, пикирующими бомбардировщиками, многомоторными бомбардировщиками, разведывательными самолётами) с возможностью полётов ночью и при плохих метеоусловиях. Среди машин, которыми он управлял, были как экспериментальные Focke-Wulf Fw 43, учебные вроде Gotha Go 145 или транспортные Junkers Ju 52, так и бомбардировщики Heinkel He 111, Heinkel He 177 и даже гидросамолет-разведчик Blohm & Voss BV 138.

2. Один из "любимых" самолётов пилота - Junkers Ju 52:
Bundesarchiv Bild 146-1974-021-11, Flughafen München, Junkers Ju 52
Источник фото: Bundesarchiv Bild 146-1974-021-11

Рассказывая о некоторых запомнившихся происшествиях того времени, он вспомнил два случая, случившившихся с ним при пилотировании Focke-Wulf Fw 190. Один раз, во Франции, вскоре после взлёта он обнаружил, что просто не может убрать газ с полного - гидравлический регулятор (?) не реагировал на изменение положения ручки газа. В итоге, он просто заглушил двигатель и посадил самолёт обратно на аэродром планированием. После осмотра самолёта выяснилось, что из регулятора было слито масло, из-за чего произошло его заклинивание. Герхард Гюттель до сих пор уверен, что это был акт саботажа французских "вольнонаёмных" техников, но не знает, было-ли какое-то специальное разбирательство по этому поводу и был ли кто-нибудь за это потом наказан. Сам же он к этому происшествию отнёсся по-философски...

3. Focke-Wulf Fw 190A (послевоенное фото, в кабине сидит довольный американец):Focke-Wulf Fw 190AИсточник фото: „Focke-Wulf Fw 190 050602-F-1234P-005“ von USAAF - National Museum of the U.S. Air Force, взято из Wikimedia Commons.

Другой случай произошёл уже в Германии. У его Fw 190 оказался повреждён маслопровод, и масло так залило фонарь, что он не мог ничего через него разглядеть. Тем не менее, он решил спасти машину. Сдвинув фонарь кабины назад и слегка наклоняя самолёт то в одну, то в другую сторону, он стал "выглядывать" (высунуться и посмотреть вперёд было невозможно) в стороны - для оценки ситуации слева и справа. Вниз смотреть он тоже, разумеется, не мог. Увидев подходящее для аварийной посадки место - луг вдоль реки - он, сделав несколько кругов, наметил себе ориентиры и посадил самолёт. Не выпуская шасси, на брюхо - не имея возможности видеть, что происходит впереди по курсу!

3. Так дрезденский аэропорт два года назад поздравлял самого известного лётчика-испытателя ГДР с его 90-летием. Любопытно, что известность к лётчику пришла лишь после "завершения проекта ГДР", ибо существовавший в то время режим секретности практически исключал любые "утечки информации" об этом человеке:



Продолжение (советский плен, лагерь, работа в послевоенной Германии) следует...

Обновлено 10.12.2015
Tags: gerhard güttel, авиация, гдр, германия, герхард гюттель, россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments