Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Музей Октябрьской железной дороги в С.-Петербурге

Это репортаж о музее, которого больше нет. По крайней мере нет на том месте, где он долгое время был. В мае он был ещё открыт, а в июне - уже нет. Таким образом, в этой записи задокументировано итоговое состояние железнодорожного музея на Варшавском вокзале - до его закрытия и раздерибанивания коллекции. Часть её переедет в новый корпус на Балтийском вокзале, часть - по другим музеям и филиалам, ну и часть (по традиции), вероятно, просто пропадёт.

1. Скоро место, где был расположен этот музей, займут свежепостроенные скворечники:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

2. Здание бывшего Варшавского вокзала в С.-Петербурге, на путях которого в 2001-2016 гг. был расположен железнодорожный музей:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

Музей Октябрьской железной дороги был создан в 1978 году. Он является головным для других небольших музеев Октябрьской железной дороги, расположенных в Мурманске, Кандалакше, Петрозаводске, Москве, Твери, Бологое, Пскове, Великих Луках и пр.

3. Вход в музей находился за зданием вокзала, ближе к путям:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

В 1991 г. на ж/д станции Шушары был открыт Музей железнодорожной техники имени В. В. Чубарова - как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги. Там до 2001 г. и располагалась основные экспонаты музея.

4. Вид на "подвижную" коллекцию музея:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

Кроме неё есть ещё т.н. основной фонд Центрального музея Октябрьской железной дороги, который содержит свыше 50 тыс. единиц хранения - таких, как различные документы, фотографии, произведения графики, альбомы, модели паровозов, тепловозов, вагонов, фрагменты устройств и систем связи и т.п. Но просто так туда не попасть.

5. В тот день у входа в музей играла джаз-банда:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

6.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

7. Здание бывшего Варшавского вокзала со стороны путей:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

В 2001 г. состоялся переезд Музея железнодорожной техники имени В. В. Чубарова из Шушар на закрытый к тому времени Варшавский вокзал. Планы по "культурному" использованию здания бывшего вокзала так и не были осуществлены, в итоге там был открыт торгово-развлекательный комплекс "Варшавский экспресс".

8.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

9. "Танк-паровоз Ь 2023" , построен на Коломенском заводе в 1897 г., проработал до середины 1980-х в депо в г. Грозный:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

10.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

11. Пассажирский паровоз С.68:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

12.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

13. Вагон крытый двухосный нормального типа (НТВ), построен в 1912 г. на заводе "Двигатель" в Ревеле:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

14. Дореволюционный пассажирский вагон типа Ок 7580, на тележках Пульмана:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

15. Опытный тепловоз Гаккеля, 1924 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

16. Моторный вагон электропоезда См-027, 1932 г. выпуска, в музей поступил из депо г. Славянска:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

17. Электропоезда использовали сеть пост. тока с напряжением 3 кВ:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

18. Грузовой электровоз Ссм-14:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

19. Промышленный бестопочный паровоз №9305, построен в Германии для СССР в 1928 г. Этот паровоз имеет т.н. котёл-аккумулятор, в который периодически подаётся перегретый пар высокого давления, произведённый на стационарной установке:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

19. Промышленный электровоз, начало 1930-х гг., питание от сети пост. тока 550 В:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

20. Трофейная "Автомотриса" из Румынии, 1939 г. выпуска, мощность дизеля - 220 л.с.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

21.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

22. Грузовой паровоз Л 2298, 1953 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

23.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

24. Грузовой паровоз Тк3 1105, построен в Тампере (Финляндия) в 1943 г. Паровозы этого типа были самыми массовыми среди финских трофейных и рапарационных, работавших потом в СССР:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

25. Новостройки наступают на музей:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

26. Знаменитый ЭР-200, несколько раз ездил на нём из Москвы домой:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

27. ЭР-200 был построен в Риге в 1973 г., проработал до 2006 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

28.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

29. Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 с баллистической ракетой 15Ж61:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

30. Ракета и ракетный комплекс разработаны в КБ "Южное" в Днепропетровске, а поезд и пусковая установка - в КБСМ в Ленинграде:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

31. В 1987-1991 гг. было построено 12 таких ракетных комплексов:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

32. Ещё один интересный военный объект - железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 весом в 340 т. и калибром 305 мм. Три таких установки были построены в Николаеве в 1938 г., при использовании стволов от линкора "Императрица Мария" (о происхождении стволов полной ясности, правда, нет):
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

33. Арт. установка побывала в финском плену и вернулась из него в хорошем состоянии, спасибо финнам за это :)
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

34.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

Вот тут я более подробно рассказываю про эту могучую арт. установку.

35. Грузовой паровоз Эм 730-31, построен на заводе "Красное Сормово" в 1934 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

36. Пассажирский тепловоз ТЭП80-0002, построен Коломенским заводом в 1990 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

37. В 1993 г. на нём был зафиксирован рекорд скорости для тепловозов - 271 км/ч:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

38. Пассажирский электровоз ЧС2-023, построен в Чехословакии на заводе "Шкода" в 1962 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

39. Пассажирский электровоз ЧС1-041, тоже построен в Чехословакии, на заводе "Шкода" в 1960 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

40.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

41. Головной вагон дизельного поезда Д1 719-3, построен в 1984 г. в Венгрии по заказу СССР:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

42. Пассажирский тепловоз ТЭП70-0007, построен Коломенским заводом в 1977 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

43. Тепловоз-электростанция ТГэ-016, построен в Австрии по заказу СССР в 1960 г.:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

44. Мощность его генератора - 300 кВт, он предназначался для питания различных путевых машин:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

45. Грузовой электровоз Фк-07, построен в 1959 г. во Франции по заказу СССР, рабочее напряжение пост. тока - 25 кВ:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

46. Маневровый паровоз серии 9П:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

47. Коллекция этого музея была очень обширная, по опыту посещения нескольких аналогичных музеев в европах - действительно достойная:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

48. К сожалению, стояние под открытым небом на протяжении многих десятилетий не способствовало сохранению экспонатов:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

49. Будем надеяться, что экспонаты, которые действительно доедут до нового "музейного депо" на Балтийском вокзале, проживут ещё долго и будут по-прежнему радовать нас своим видом и своей историей:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

50. Но пока этому музею пришёл (надеюсь, лишь промежуточный) конец!
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

Спасибо за внимание!

Дополнительная информация:

Официальный сайт музея, там же можно и оценить ход стройки и переезда.
Статья в Википедии

На Яндекс.Фотки можно посмотреть дополнительный фотоматериал о (бывшей) коллекции этого (бывшего) музея.

Tags: железнодорожный музей, паровозы, россия, спб
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments