Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

ТМ-III-12 в музее Октябрьской железной дороги в СПб - как это было

После уже представленного отчёта об этом музее хочу остановиться на одном его экспонате поподробнее.

Эти фото я сделал в мае, а в начале июня музей закрылся. Это по-сути последние, завершающие фото со старой площадки на бывшем Варшавском вокзале - как это было. Переедет ли эта арт. установка в Шушары, в новое музейное депо на Балтийском вокзале или куда-либо ещё - мне пока неизвестно. Надеюсь, что она не пропадёт совсем.

Для меня этот объект особенно интересен тем, что на батарее таких орудий служил свою срочную службу мой дед (ещё до войны).

1. Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система TM-III-12 - вид сзади/сбоку:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

Любопытно, что потом, когда он пошёл добровольцем в Кировскую дивизию народного ополчения, его, как "артиллериста", определили командиром 45-мм противотанкого орудия, которое он раньше в глаза не видел. Дивизия эта плохо кончила, но дед уцелел. Но вернёмся к нашему объекту.

2. Это одна из трёх арт. установок, входивших в состав 9-й железнодорожной батареи (БЖ-9) на полуострове Ханко:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

3. В боекомплект установки входили три типа снарядов: старые бронебойные и фугасные снаряды образца 1911 года (весом 470 кг с дальностью стрельбы до 29 км), а так же лёгкий дальнобойный фугасный снаряд образца 1928 года (весом 314 кг с дальностью стрельбы до 44 км):
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

4. Система подачи снаряда и зарядов:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

5.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

История этой установки богата самыми яркими и удивительными событиями: это и само изготовление в черноморском Николаеве с использованием стволов от затонувшей "Императрицы Марии", и работа в Финскую войну, а после заключения мира - путешествие через Финляндию на арендованный полуостров Ханко, контрбатарейная борьба после начала войны и, в конце гангутской эпопеи - разрушение. Но не окончательное - усердные финны смогли заполучить аналогичные стволы, оставшиеся ещё от линкора "Генерал Алексеев", и восстановили-таки все три установки. Как раз для того, что бы успеть их передать законным владельцам в 1945 г.

6.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

7. Информационная табличка:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

8.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

9.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

На данный момент сохранились все три экземпляра ТМ-3-12: один находится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе, второй (до последнего момента) в музее Октябрьской железной дороги в С.-Пб на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, а третий - на форту "Красная Горка" недалеко от Санкт-Петербурга.

10.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

11.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

12. Празднование Дня Победы в самом разгаре:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

13.
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

14. На музей сплочёнными рядами наступали застройщики и, в итоге, ему пришлось капитулировать:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

15. Конец:
Музей Октябрьской железной дороги в СПб

Дополнительный материал по теме:

Добротная книжка про ж/д артиллерию: Брагин В.И. Пушки на рельсах. — Москва, 2006. — 472 с.
Хорошая обзорная статья про ТМ-3-12 в блоге северная-линия.рф


Tags: артиллерия, военный музей, железнодорожный музей, россия, спб
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments