Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Центральный музей ВВС в Монино - Ту-144

Всё никак не могу завершить свой отчёт о посещении великолепного монинского авиамузея. Я уже рассказывал об экспонатах, расположенных под крышами его залов и ангаров. В этой записи я перехожу к объектам, расположенным под открытым небом. Начну с самолёта-легенды Ту-144.

Все отчёты о посещении этого музея (оглавление):

Часть 1: Центральный музей ВВС в Монино - залы 1, 2 и 3
Часть 2: Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (А)
Часть 3: Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (Б)
Часть 4: Центральный музей ВВС в Монино - зал 8
Часть 5: Центральный музей ВВС в Монино - зал 7 (ангар 7)
Часть 6: Центральный музей ВВС в Монино - Ту-144
Часть 7: Центральный музей ВВС в Монино - Ту-114
Часть 8: Центральный музей ВВС в Монино - открытая площадка

Наш визит состоялся в сентябре прошлого года, так что пусть зеленеющая травка никого не смущает. Ну никак не удаётся мне успевать делать отчёты "по горячим" следам :(

1. Борт № 77106 - один из легендарных сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144, разработанных КБ Туполева в середине 1960-х гг.:
Ту-144 в Монино



2. Брат нашего экспоната - Ту-144 № 77115 - на МАКС-2013:
Tupolev Tu-144 at the MAKS-2013 (01)
Источник фото: wikimedia.org, автор: Doomych

Немного истории. Постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового лайнера было принято в июле 1963 г. Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, а в последний день 1968 г. состоялся его первый полёт. Всего с 1965 г. до окончания программы в 1984 г. было произведено 16 экземпляров Ту-144, ещё один самолёт (по слухам) так и не был достроен. Серийные самолёты собирались на воронежском авиазаводе № 64.

3. Экспонат на реставрации:
Ту-144 в Монино

На данный момент в разной степени сохранности продолжают существовать 7 самолётов Ту-144, в том числе в музеях находятся:

Ту-144 № 77106 в музее ВВС в Монино - и этот пост именно про него,
Ту-144 № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске,
Ту-144 № 77112 в музее техники в Зинсхайме (Германия).

4.
Ту-144 в Монино

5. Борт № 77102 - один из двух Ту-144, потерянных в результате аварий. Фото сделано незадолго до катастрофы в Ле-Бурже:
Tupolev Tu-144 CCCP-77102 LEB 02.06.73 edited-3.jpg
Источник фото: wikimedia.org, автор: RuthAS

6. Хвост:
Ту-144 в Монино

Ещё перед [официальным] началом работ по созданию Ту-144 наш коллектив разработчиков располагал информацией об англо-французском проекте "Конкорд" (причём, как я понимаю, не только из открытых источников). Есть все основания полагать, что эта информация была использована для ускорения разработки Ту-144. В итоге, несмотря на более позднее начало работ, первый полёт Ту-144 выполнил раньше "Конкорда".

7.
Ту-144 в Монино

8. Ту-144 упорно не хочет помещаться в кадр целиком. Самолёт находится на реставрации, на фото различимы следы работ по покраске и восстановлению оригинальной ливреи:
Ту-144 в Монино

9. Информационные стенды, рассказывающие о Ту-144 и его восстановлении руками монинских волонтёров:
Ту-144 в Монино

10. На заднем плане виден, если я не ошибаюсь, экспериментальный МиГ-21И, на котором проводились натурные испытания крыла для Ту-144:
Ту-144 в Монино

11. Поднимаемся по трапу в салон. Бросаю взгляд назад, на площадку музея:
Ту-144 в Монино

12. У переднего входа едва не спотыкаемся об этот объект. Оранжевый цвет крышки как-бы намекает на то, что это должен быть бортовой самописец. Но пристальный взгляд внутрь прибора заставляет в этом усомниться - ибо внутри находится что-то, более похожее на гиростабилизированную платформу. В общем, нужна "помощь зала":
Ту-144 в Монино

Upd.: Скорее всего, это два разных изделия - бортовой самописец (слева) и элемент инерциальной системы управления (справа).

13. Второй салон:
Ту-144 в Монино

14. Третий (основной) салон:
Ту-144 в Монино

15. Эти панели тоже пришлось восстанавливать:
Ту-144 в Монино

16. Везде разложены мешочки с селикагелем - реставрация внутреннего убранства этого самолёта идёт полным ходом, и повышенная влажность тут абсолютно не нужна:
Ту-144 в Монино

17. Кормовой люк:
Ту-144 в Монино

18. Конец салона (но не моего репортажа). Дальше только хвост:
Ту-144 в Монино

19. Пылесос:
Ту-144 в Монино

20. Выглядываю из кормовой двери. Горизонт заваливается вместе со мной:
Ту-144 в Монино

21. Пытаюсь выправить горизонт. Большую часть кадра занимает крыло Ту-144:
Ту-144 в Монино

22. Возвращаюсь в третий салон:
Ту-144 в Монино

23. Реставрация идёт полным ходом. Приводится в порядок обивка сидений, внутренняя обшивка, элементы декора, панели управления комфортом (индивудальные освещение и вентиляция) над пассажирскими сидениями и т.п.:
Ту-144 в Монино

24.
Ту-144 в Монино

25.
Ту-144 в Монино

26. Бортовая кухня так же в процессе реставрации:
Ту-144 в Монино

27.
Ту-144 в Монино

28. Туалет:
Ту-144 в Монино

29. Первый (передний) салон:
Ту-144 в Монино

30. Взгляд в хвост, на второй и третий салоны:
Ту-144 в Монино

31.
Ту-144 в Монино

32.
Ту-144 в Монино

33.
Ту-144 в Монино

34. Места для ВИП-ов в первом салоне:
Ту-144 в Монино

35. Заходим в кабину. Спереди сидят пилоты, за ними справа рабочее место бортинженера:
Ту-144 в Монино

36.
Ту-144 в Монино

37. Левый штурвал (т.е. штурвал командира воздушного судна) с кнопками управления:
Ту-144 в Монино

38.
Ту-144 в Монино

Объектив у фотоаппарата слишком большой для использования встроенной вспышки, поэтому на ряде кадров появляется предательское чёрное пятно внизу.

39. Штурвал второго пилота:
Ту-144 в Монино

40.
Ту-144 в Монино

41.
Ту-144 в Монино

42. Рабочее место бортинженера:
Ту-144 в Монино

43. Завершаем обход этого легендарного самолёта:
Ту-144 в Монино

44. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) позволяло существенно увеличить маневренность Ту-144 на малых высотах и уменьшить скорость при посадке:
Ту-144 в Монино

45. Вид на шасси:
Ту-144 в Монино

46. Носовая стойка. Её размеры внушают уважение:
Ту-144 в Монино

47. Трап не вплотную примыкал к корпусу, поэтому нам пришлось совершать прыжки как при заходе в салон, так и при покидании самолёта :)
Ту-144 в Монино

48. Правая основная стойка шасси:
Ту-144 в Монино

49.
Ту-144 в Монино

50. Снимок из-под ненагруженного крыла Ту-144. Музейному МиГ-29 не повезло - после повреждения гидравлической системы (вандалы пошутили?) его шасси сложились, и он упал на брюхо:
Ту-144 в Монино

В завершение следует заметить, что хотя программа по созданию Ту-144 и была завершена успешно, эффективность затраченных средств вряд ли может радовать. Так, в общей сложности, самолёты Ту-144 совершили 102 рейса для Аэрофлота (из них 55 пассажирских) и перевезли в сумме немногим больше 3 тыс. пассажиров. Для сравнения: "Конкорды" за всё время своей эксплуатации перевезли более 3 млн. пассажиров.

Дополнительная информация:

Описание самолёта на сайте tupolev.ru
Статья в Википедии
Сайт команды волонтёров-авиареставраторов
Их же группа Вконтакте
Блог про восстановление монинского Ту-144 от 77106

Реквизиты для желающих помочь волонтёрам:

Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066

Tags: авиационный музей, авиация, монино, россия, ту-144
Subscribe

Posts from This Journal “авиационный музей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments