Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 "Народоволец"»

Мемориальный комплекс «ПЛ Д-2 "Народоволец"» - это официальное название подводной лодки-музея, установленной в 1994 г. на вечную стоянку на Васильевском острове в С.-Петербурге. В принципе, "Народоволец" (или то, что от него осталось, об этом см. далее) - настоящий ветеран и одна из первых ПЛ советской постройки.

D2 SPb-2015-04-29_113.jpg

Так выглядела ПЛ Д-2 "Народоволец" 31 июля 1933 г., после перехода на Север. Видно, что орудие сначала было установлено в ограждении рубки:
D2_old_photo.jpg
Фото взято отсюда.

Интересные факты из жизни этой ПЛ и людей, с ней так или иначе связанных:
Официальная закладка ПЛ Д-2 (типа "Декабрист", I серии) состоялась на Балтийском заводе 5 марта 1927 г. На тот момент существовал лишь неполный комплект чертежей (т.н. "закладочный" - эскиз общего расположения, теоретический чертеж и чертежи средней части корпуса ПЛ без переборок, цистерн, надстроек и оконечностей), который был представлен в феврале. А сам проект был разработан менее чем за год - в 1926 г. на Балтийском судостроительном заводе для проектирования ПЛ было создано новое техническое бюро №4, которое возглавил Б. М. Малинин (работавший в своё время под началом И. Г. Бубнова - одного из первых проектировщиков и строителей ПЛ в России). В новом Техбюро №4 было всего 3 инженера, имевших опыт конструирования (но не постройки!) ПЛ, а также 4 чертёжника-конструктора.

Д-2 была спущена на воду 19 мая 1929 г. и вступила в строй осенью 1931 г. - с крупными недостатками (как и другие ПЛ этой серии). По традиции того счастливого времени, Б. М. Малинин внезапно оказался шпионом, контрреволюционером и, кроме того, организатором всех этих преступлений (ст. 58, пп. 6, 7 и 11). Он был сначала приговорён к ВМН, через некоторое время приговор был заменён на 10 лет лагерей. Сейчас в интернетах (и не только) можно встретить мнение, что так оно всё и было, что враги были везде - ну что ж, идиотам выход в интернет пока не запещён, будем мириться с этим фактом :) В результате Малинин был отправлен в "шарашку" при ГПУ ("Особое техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе") на том же Балтийском заводе. Там уже трудились и другие члены проектного коллектива, тоже заядлые шпионы, вредители и контрреволюционеры. В том же году постановлением ОГПУ срок был засчитан условно и Б. М. Малинин был освобождён из-под стражи, полный веры в справедливость молодой социалистической родины. Разумеется, никого не удивило, когда бывший шпион и вредитель Малинин получил в 1943 г. Сталинскую премию. От многих радостей сердце его износилось, и уже с 1940 г. он полностью перешёл на преподавательскую работу, а 27 сентября 1949 г., после своего пятого инфаркта, он скончался.

Но вернёмся к музею. ПЛ стоит на берегу, к ней пристроено небольшое вспомогательное здание, где так же размещена часть экспозиции и вспомогательные помещения типа гардероб и туалеты:
D2 SPb-2015-04-29_123.jpg
Когда до входа в музей оставалось каких-то 100 м, пошёл ливень, от которого меня не спасли ни зонтик, ни куртка. В итоге, преодолев эти метры, я зашёл в музей промокшим до нитки. Персонал оказался приветлив, зонтик поставили, а куртку - повесили на просушку. Техника (в составе телефона и часов) не пострадала. Наружние фотографии в итоге были сделаны уже после осмотра отсеков ПЛ, когда дождь уже прекратился.

Так выглядит окружение музея при довольно хмурой погоде. Самый конец апреля - трава уже зеленеет, но листьев ещё нет:
D2 SPb-2015-05-15_126.jpg

ПЛ типа "Декабрист" имели двойной корпус, клёпаной конструкции. Подлодки считались прочными, поскольку для их постройки была выделена сталь повышенного качества, изготовленная ещё до революции и предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Неплохую сталь делали при "прогнившем" царском режиме, однако! Впрочем, прочность оказалась подтверждена и практически - когда при дифферентовке (в 1938 г.) Д-2 нырнула ниже своей предельной глубины погружения - и обошлась при этом без каких-либо повреждений.

Часть элементов "лёгкого" корпуса держится на заклёпках, а часть - сварена:
D2 SPb-2015-04-29_109.jpg

Это следы восстановления ПЛ. "Восстановительный ремонт" начался в 1987 г. на Кронштадтском морзаводе, затем, в плавдоке, ПЛ была переведена на Балтийский завод. В 1989 г. основные работы по ремонту и восстановлению были закончены, и ПЛ была установлена там, где она и находится по сей день. Примечательно, что ПЛ была открыта для посещения лишь 2-го сентября 1994 г. - сказались "лихие 90-е". Кстати, на торжественном открытии подлодки-музея, среди прочих, присутствовал некто Путин В.В. - один из главных персонажей "лихих 90-х" в "бандитском Петербурге", если кто не знал или запамятовал:

Источник фото

В пристройке, сбоку от кассы и гардероба можно увидеть первые экспонаты музея:
D2 SPb-2015-04-29_002.jpg

Д-2 показывает, что у неё внутри:
D2 SPb-2015-04-29_003.jpg

Свинцово-кислотный аккумулятор марки 46-СУ. Напряжение 2 В, вес 650 кг. Ёмкость 1100 Ампер-часов. Для получения необходимого для электромотора напряжения их соединяли в группы по 112 аккумуляторов:
D2 SPb-2015-04-29_004.jpg

Обход ПЛ начинается с седьмого (кормового) отсека, в глаза сразу бросаются 2 кормовых торпедных аппарата (№7 и №8):
D2 SPb-2015-04-29_012.jpg
Любопытно, что 533 мм торпеда, которая должна была применяться на "Декабристах", к моменту постройки ПЛ Д-2 ещё не существовала - появилась она позже, а поначалу торпедные аппараты были оборудованы своего рода "переходниками" для старых 450 мм торпед.

Вид "в нос", виден люк в шестой отсек, внизу под настилом: один из двух электромоторов:
D2 SPb-2015-04-29_008.jpg

Ещё один вид седьмого отсека - он был электромоторный, жилой и торпедный. Так же там размещалась главная щитовая станция и аварийный буй:
D2 SPb-2015-04-29_020.jpg

При проектировании серии "Декабристов" значительное внимание было уделено безопасности экипажа. Так, был создан комплекс средств спасения для личного состава, ставший последствии стандартным: аварийные буи с телефонами для связи с поверхностью (в первом и последнем отсеках), тубусы для создания воздушной подушки при затоплении отсека, индивидуальные спасательные аппараты (ИСА), специальные наружние крепления для подъёма затонувшей ПЛ, наружние клапаны для продувания балластных цистерн и клапаны для подачи воздуха в отсеки с надводного корабля.

Шестой отсек - машинный, с двумя дизельными установками:
D2 SPb-2015-04-29_021.jpg
Отечественных дизелей такого класса тогда ещё не производилось, поэтому на первые две ПЛ этой серии установили немецкие, производства фирмы "МАН", проданные в качестве тепловозных, мощностью в 1100 л.с. Потом их скопировали и производили на Коломенском заводе им. Куйбышева под названием 42Б6.

Вид на машинный (шестой) отсек со стороны пятого:
D2 SPb-2015-04-29_026.jpg

Пятый отсек был жилым, так же в нём были размещены вспомогательные механизмы и часть аккумуляторов:


Четвёртый отсек  - центральный пост, сосредоточение приборов управления кораблём и т.н. отсек-убежище. В трюме отсека был расположен погреб арт. боезапаса.
D2 SPb-2015-04-29_030.jpg

В ЦП так же находился "зенитный" перископ:


Над отсеком — боевая рубка (очень тесная) с перископом атаки:
D2 SPb-2015-04-29_083.jpg

Внутри рубки:


Третий отсек - аккумуляторный, присутствует кают-компания, каюты командира и комиссара.
Капитан (похожий, скорее, на штурмана) в раздумьях: "А не утопить ли нам комиссара?"
D2 SPb-2015-04-29_037.jpg

Кают-компания:
D2 SPb-2015-04-29_040.jpg

D2 SPb-2015-04-29_042.jpg

Под палубой, где раньше были аккумуляторы, теперь дополнительно размещены и информационные стенды (надо спуститься вниз по трапу):


D2 SPb-2015-04-29_077.jpg

Второй отсек : опять аккумуляторы, радиорубка, камбуз и гальюн.

Самое важное помещение на ПЛ:
D2 SPb-2015-04-29_052.jpg

Первый отсек (носовой) - самый большой отсек в ПЛ. Что логично - в нём расположены шесть носовых торпедных аппаратов вместе с боезапасом - ещё шесть запасных торпед:
D2 SPb-2015-04-29_055.jpg

На крышке торпедного аппарата №6 хорошо читается его производитель:
D2 SPb-2015-04-29_062.jpg

Ещё в первом отсеке находилось торпедопогрузочное устройство, носовой аварийный буй. В трюме теперь расположена оставшаяся часть инфостендов.
Современное оборудование музея  - радиатор...
D2 SPb-2015-04-29_092.jpg

...и котёл (справа).
D2 SPb-2015-04-29_094.jpg

Немного истории: начало войны Д-2 встретила в Ленинграде, где с 1939 г. стояла на ремонте. Было принято решение включить ПЛ в состав Балтийского флота. Первый боевой поход состоялся осенью 1942 г. и стал самым успешным для ПЛ. Всего за войну Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт "Якобус Фрицен" и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт "Нина", а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром "Дойчланд". В общем, результат значительно "выше среднего" для советского ВМФ. Одно преодоление минных полей в Финском заливе - для выхода на позиции - чего стоит...

После войны ПЛ продолжила службу на Балтийском флоте, в 1949 была переименована в "Б-2", а с 1956 г. использовалась в качестве учебно-тренировочной станции "УТС-6" для практической подготовки экипажей ПЛ. При этом, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована, а второй отсек был переделан в бассейн для водолазов. Внешний вид ПЛ так же изменился, т.к. боевая рубка была переделана для имитации "столба воды", который надо преодолеть при выходе из затонувшей ПЛ:

Источник фото

Разрешение о создания музея на ПЛ Д-2 подписал тогдашний генсек М.С. Горбачёв - 18 августа 1986 г.
Характерно, что главком ВМФ С.Г. Горшков в 1977 г. в просьбе о создании музея ветеранам флота отказал.

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 "Народоволец"» (Филиал ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России)

Адрес:
199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10.

Как добраться:
Ст. м. "Приморская", авт. №№ 7, 42, 128, 151; тролл. №№ 10, 12, трамв. №№ 11, 40, 63.
От метро идти пешком около 30 мин, поэтому лучше проехать несколько остановок на наземном транспорте, который ходит по Наличной ул.

Контакты:
Телефон:  +7 (812) 356-52-66
E-mail: info@navalmuseum.ru

Расписание работы:
Ежедневно с 11:00 до 18:00 (касса - до 17:00), выходные дни: понедельник и вторник.

Сколько стоит: взрослый билет: 200 руб. Школьникам, студентам и прочим пенсионерам: 100 руб. Иностранцам билеты обойдутся дороже на 100 - 150 руб. За право фотосъёмки надо заплатить ещё 150 руб., но на смартфоны и планшетники разрешают снимать бесплатно.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ Д-2 "Народоволец".
Информация о ПЛ Д-2 "Народоволец" на сайте town.ural.ru (есть несколько довоенных фотографий).
Статья о ПЛ I-й серии в Википедии.
Статья Подводные лодки типа "Декабрист".
Ещё одна статья об этой серии ПЛ.
Хроника ПЛ Д-2 "Народоволец".


Небольшое дополнение по вопросу о заимствованиях при проектировании ПЛ первой серии (18.05.2015):
Вот тут ситуация описана так:

Вопрос:
"Все-таки не очень ясен генезис проекта "Декабриста", и Ваша книга тут тоже по сути обходит этот вопрос. Какова его связь с лодками "Б" программы 1915 года? То же самое и относительно использования чертежей пресловутой Balilla. Я понимаю, что тема программы 1915 года до сих пор остается как бы малоисследованной в литературе, но интересно Ваше мнение."

Ответ морского историка Мирослава Морозова:
"Общее между «Декабристами» и лодками «программы 1915 г.» то, что это большие позиционные подводные лодки (проекты И.Г. Бубнова (Б), фирм «Холланд» (Г) и «Фиат»(Ф), предназначение которых формулировалось как «защита определенных по общему оперативному плану данного театра районов моря». Эта же задача (участие в оборонительных действиях в Финском заливе) в конечном итоге оказалась возложена и на «Декабристы». Прямого заимствования конструктивных решений не произошло, видимо по причине отсутствия у советских конструкторов доступа к материалам дореволюционных проектов, затерявшихся в неразберихе Революции и Гражданской войны. Малинину в 1925 удалось приобрести только чертеж общего расположения итальянской субмарины «Балилла». Весьма сомнительно, что это был чертеж недавно заложенной большой подводной лодки. Скорее всего, это была бывшая немецкая “U 42”, заказанная в 1913 и конфискованная при вступлении Италии в I Мировую войну. Поскольку лодка погибла еще в 1916, документация ее не содержала никакой тайны, и, следовательно, могла быть продана без соблюдения обычных мер секретности. В любом случае в многочисленных критических разборах конструкций лодок первых серий какие-либо иностранные технические решения упоминаются только в связи с L-55. Также нет упоминаний об использовании дореволюционных материалов.

...есть и иные материалы, в частности сделанные в 1937-1938 гг. справки по состоянию сов. подводного кораблестроения, сделанные по требованию вышестоящих органов. В этом весьма правдивом документе о проектировании "Декабристов" сказано следующее: "Проектирование и постройка новых подводных лодок были начаты в условиях почти полного отсутствия опыта у наших проектных бюро и заводов, и, кроме того, руководство этим делом попало в руки вредителей, впоследствии разоблаченных органами ОГПУ". В отсутствии какого-либо опыта проектирования, если мне не изменяет склероз, говорил и сам Малинин на допросах в ОГПУ. Ни о какой "Балилье" в этом документе даже не упоминается в отличие от Л-55 и других иностранных проектов".


Tags: военный музей, мемориал, подводные лодки, россия, спб
Subscribe

Posts from This Journal “подводные лодки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments