Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 "Народоволец"»

Мемориальный комплекс «ПЛ Д-2 "Народоволец"» - это официальное название подводной лодки-музея, установленной в 1994 г. на вечную стоянку на Васильевском острове в С.-Петербурге. В принципе, "Народоволец" (или то, что от него осталось, об этом см. далее) - настоящий ветеран и одна из первых ПЛ советской постройки.

D2 SPb-2015-04-29_113.jpg

Так выглядела ПЛ Д-2 "Народоволец" 31 июля 1933 г., после перехода на Север. Видно, что орудие сначала было установлено в ограждении рубки:
D2_old_photo.jpg
Фото взято отсюда.

Интересные факты из жизни этой ПЛ и людей, с ней так или иначе связанных:
Официальная закладка ПЛ Д-2 (типа "Декабрист", I серии) состоялась на Балтийском заводе 5 марта 1927 г. На тот момент существовал лишь неполный комплект чертежей (т.н. "закладочный" - эскиз общего расположения, теоретический чертеж и чертежи средней части корпуса ПЛ без переборок, цистерн, надстроек и оконечностей), который был представлен в феврале. А сам проект был разработан менее чем за год - в 1926 г. на Балтийском судостроительном заводе для проектирования ПЛ было создано новое техническое бюро №4, которое возглавил Б. М. Малинин (работавший в своё время под началом И. Г. Бубнова - одного из первых проектировщиков и строителей ПЛ в России). В новом Техбюро №4 было всего 3 инженера, имевших опыт конструирования (но не постройки!) ПЛ, а также 4 чертёжника-конструктора.

Д-2 была спущена на воду 19 мая 1929 г. и вступила в строй осенью 1931 г. - с крупными недостатками (как и другие ПЛ этой серии). По традиции того счастливого времени, Б. М. Малинин внезапно оказался шпионом, контрреволюционером и, кроме того, организатором всех этих преступлений (ст. 58, пп. 6, 7 и 11). Он был сначала приговорён к ВМН, через некоторое время приговор был заменён на 10 лет лагерей. Сейчас в интернетах (и не только) можно встретить мнение, что так оно всё и было, что враги были везде - ну что ж, идиотам выход в интернет пока не запещён, будем мириться с этим фактом :) В результате Малинин был отправлен в "шарашку" при ГПУ ("Особое техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе") на том же Балтийском заводе. Там уже трудились и другие члены проектного коллектива, тоже заядлые шпионы, вредители и контрреволюционеры. В том же году постановлением ОГПУ срок был засчитан условно и Б. М. Малинин был освобождён из-под стражи, полный веры в справедливость молодой социалистической родины. Разумеется, никого не удивило, когда бывший шпион и вредитель Малинин получил в 1943 г. Сталинскую премию. От многих радостей сердце его износилось, и уже с 1940 г. он полностью перешёл на преподавательскую работу, а 27 сентября 1949 г., после своего пятого инфаркта, он скончался.

Но вернёмся к музею. ПЛ стоит на берегу, к ней пристроено небольшое вспомогательное здание, где так же размещена часть экспозиции и вспомогательные помещения типа гардероб и туалеты:
D2 SPb-2015-04-29_123.jpg
Когда до входа в музей оставалось каких-то 100 м, пошёл ливень, от которого меня не спасли ни зонтик, ни куртка. В итоге, преодолев эти метры, я зашёл в музей промокшим до нитки. Персонал оказался приветлив, зонтик поставили, а куртку - повесили на просушку. Техника (в составе телефона и часов) не пострадала. Наружние фотографии в итоге были сделаны уже после осмотра отсеков ПЛ, когда дождь уже прекратился.

Так выглядит окружение музея при довольно хмурой погоде. Самый конец апреля - трава уже зеленеет, но листьев ещё нет:
D2 SPb-2015-05-15_126.jpg

ПЛ типа "Декабрист" имели двойной корпус, клёпаной конструкции. Подлодки считались прочными, поскольку для их постройки была выделена сталь повышенного качества, изготовленная ещё до революции и предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Неплохую сталь делали при "прогнившем" царском режиме, однако! Впрочем, прочность оказалась подтверждена и практически - когда при дифферентовке (в 1938 г.) Д-2 нырнула ниже своей предельной глубины погружения - и обошлась при этом без каких-либо повреждений.

Часть элементов "лёгкого" корпуса держится на заклёпках, а часть - сварена:
D2 SPb-2015-04-29_109.jpg

Это следы восстановления ПЛ. "Восстановительный ремонт" начался в 1987 г. на Кронштадтском морзаводе, затем, в плавдоке, ПЛ была переведена на Балтийский завод. В 1989 г. основные работы по ремонту и восстановлению были закончены, и ПЛ была установлена там, где она и находится по сей день. Примечательно, что ПЛ была открыта для посещения лишь 2-го сентября 1994 г. - сказались "лихие 90-е". Кстати, на торжественном открытии подлодки-музея, среди прочих, присутствовал некто Путин В.В. - один из главных персонажей "лихих 90-х" в "бандитском Петербурге", если кто не знал или запамятовал:

Источник фото

В пристройке, сбоку от кассы и гардероба можно увидеть первые экспонаты музея:
D2 SPb-2015-04-29_002.jpg

Д-2 показывает, что у неё внутри:
D2 SPb-2015-04-29_003.jpg

Свинцово-кислотный аккумулятор марки 46-СУ. Напряжение 2 В, вес 650 кг. Ёмкость 1100 Ампер-часов. Для получения необходимого для электромотора напряжения их соединяли в группы по 112 аккумуляторов:
D2 SPb-2015-04-29_004.jpg

Обход ПЛ начинается с седьмого (кормового) отсека, в глаза сразу бросаются 2 кормовых торпедных аппарата (№7 и №8):
D2 SPb-2015-04-29_012.jpg
Любопытно, что 533 мм торпеда, которая должна была применяться на "Декабристах", к моменту постройки ПЛ Д-2 ещё не существовала - появилась она позже, а поначалу торпедные аппараты были оборудованы своего рода "переходниками" для старых 450 мм торпед.

Вид "в нос", виден люк в шестой отсек, внизу под настилом: один из двух электромоторов:
D2 SPb-2015-04-29_008.jpg

Ещё один вид седьмого отсека - он был электромоторный, жилой и торпедный. Так же там размещалась главная щитовая станция и аварийный буй:
D2 SPb-2015-04-29_020.jpg

При проектировании серии "Декабристов" значительное внимание было уделено безопасности экипажа. Так, был создан комплекс средств спасения для личного состава, ставший последствии стандартным: аварийные буи с телефонами для связи с поверхностью (в первом и последнем отсеках), тубусы для создания воздушной подушки при затоплении отсека, индивидуальные спасательные аппараты (ИСА), специальные наружние крепления для подъёма затонувшей ПЛ, наружние клапаны для продувания балластных цистерн и клапаны для подачи воздуха в отсеки с надводного корабля.

Шестой отсек - машинный, с двумя дизельными установками:
D2 SPb-2015-04-29_021.jpg
Отечественных дизелей такого класса тогда ещё не производилось, поэтому на первые две ПЛ этой серии установили немецкие, производства фирмы "МАН", проданные в качестве тепловозных, мощностью в 1100 л.с. Потом их скопировали и производили на Коломенском заводе им. Куйбышева под названием 42Б6.

Вид на машинный (шестой) отсек со стороны пятого:
D2 SPb-2015-04-29_026.jpg

Пятый отсек был жилым, так же в нём были размещены вспомогательные механизмы и часть аккумуляторов:


Четвёртый отсек  - центральный пост, сосредоточение приборов управления кораблём и т.н. отсек-убежище. В трюме отсека был расположен погреб арт. боезапаса.
D2 SPb-2015-04-29_030.jpg

В ЦП так же находился "зенитный" перископ:


Над отсеком — боевая рубка (очень тесная) с перископом атаки:
D2 SPb-2015-04-29_083.jpg

Внутри рубки:


Третий отсек - аккумуляторный, присутствует кают-компания, каюты командира и комиссара.
Капитан (похожий, скорее, на штурмана) в раздумьях: "А не утопить ли нам комиссара?"
D2 SPb-2015-04-29_037.jpg

Кают-компания:
D2 SPb-2015-04-29_040.jpg

D2 SPb-2015-04-29_042.jpg

Под палубой, где раньше были аккумуляторы, теперь дополнительно размещены и информационные стенды (надо спуститься вниз по трапу):


D2 SPb-2015-04-29_077.jpg

Второй отсек : опять аккумуляторы, радиорубка, камбуз и гальюн.

Самое важное помещение на ПЛ:
D2 SPb-2015-04-29_052.jpg

Первый отсек (носовой) - самый большой отсек в ПЛ. Что логично - в нём расположены шесть носовых торпедных аппаратов вместе с боезапасом - ещё шесть запасных торпед:
D2 SPb-2015-04-29_055.jpg

На крышке торпедного аппарата №6 хорошо читается его производитель:
D2 SPb-2015-04-29_062.jpg

Ещё в первом отсеке находилось торпедопогрузочное устройство, носовой аварийный буй. В трюме теперь расположена оставшаяся часть инфостендов.
Современное оборудование музея  - радиатор...
D2 SPb-2015-04-29_092.jpg

...и котёл (справа).
D2 SPb-2015-04-29_094.jpg

Немного истории: начало войны Д-2 встретила в Ленинграде, где с 1939 г. стояла на ремонте. Было принято решение включить ПЛ в состав Балтийского флота. Первый боевой поход состоялся осенью 1942 г. и стал самым успешным для ПЛ. Всего за войну Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт "Якобус Фрицен" и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт "Нина", а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром "Дойчланд". В общем, результат значительно "выше среднего" для советского ВМФ. Одно преодоление минных полей в Финском заливе - для выхода на позиции - чего стоит...

После войны ПЛ продолжила службу на Балтийском флоте, в 1949 была переименована в "Б-2", а с 1956 г. использовалась в качестве учебно-тренировочной станции "УТС-6" для практической подготовки экипажей ПЛ. При этом, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована, а второй отсек был переделан в бассейн для водолазов. Внешний вид ПЛ так же изменился, т.к. боевая рубка была переделана для имитации "столба воды", который надо преодолеть при выходе из затонувшей ПЛ:

Источник фото

Разрешение о создания музея на ПЛ Д-2 подписал тогдашний генсек М.С. Горбачёв - 18 августа 1986 г.
Характерно, что главком ВМФ С.Г. Горшков в 1977 г. в просьбе о создании музея ветеранам флота отказал.

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 "Народоволец"» (Филиал ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России)

Адрес:
199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10.

Как добраться:
Ст. м. "Приморская", авт. №№ 7, 42, 128, 151; тролл. №№ 10, 12, трамв. №№ 11, 40, 63.
От метро идти пешком около 30 мин, поэтому лучше проехать несколько остановок на наземном транспорте, который ходит по Наличной ул.

Контакты:
Телефон:  +7 (812) 356-52-66
E-mail: info@navalmuseum.ru

Расписание работы:
Ежедневно с 11:00 до 18:00 (касса - до 17:00), выходные дни: понедельник и вторник.

Сколько стоит: взрослый билет: 200 руб. Школьникам, студентам и прочим пенсионерам: 100 руб. Иностранцам билеты обойдутся дороже на 100 - 150 руб. За право фотосъёмки надо заплатить ещё 150 руб., но на смартфоны и планшетники разрешают снимать бесплатно.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ Д-2 "Народоволец".
Информация о ПЛ Д-2 "Народоволец" на сайте town.ural.ru (есть несколько довоенных фотографий).
Статья о ПЛ I-й серии в Википедии.
Статья Подводные лодки типа "Декабрист".
Ещё одна статья об этой серии ПЛ.
Хроника ПЛ Д-2 "Народоволец".


Небольшое дополнение по вопросу о заимствованиях при проектировании ПЛ первой серии (18.05.2015):
Вот тут ситуация описана так:

Вопрос:
"Все-таки не очень ясен генезис проекта "Декабриста", и Ваша книга тут тоже по сути обходит этот вопрос. Какова его связь с лодками "Б" программы 1915 года? То же самое и относительно использования чертежей пресловутой Balilla. Я понимаю, что тема программы 1915 года до сих пор остается как бы малоисследованной в литературе, но интересно Ваше мнение."

Ответ морского историка Мирослава Морозова:
"Общее между «Декабристами» и лодками «программы 1915 г.» то, что это большие позиционные подводные лодки (проекты И.Г. Бубнова (Б), фирм «Холланд» (Г) и «Фиат»(Ф), предназначение которых формулировалось как «защита определенных по общему оперативному плану данного театра районов моря». Эта же задача (участие в оборонительных действиях в Финском заливе) в конечном итоге оказалась возложена и на «Декабристы». Прямого заимствования конструктивных решений не произошло, видимо по причине отсутствия у советских конструкторов доступа к материалам дореволюционных проектов, затерявшихся в неразберихе Революции и Гражданской войны. Малинину в 1925 удалось приобрести только чертеж общего расположения итальянской субмарины «Балилла». Весьма сомнительно, что это был чертеж недавно заложенной большой подводной лодки. Скорее всего, это была бывшая немецкая “U 42”, заказанная в 1913 и конфискованная при вступлении Италии в I Мировую войну. Поскольку лодка погибла еще в 1916, документация ее не содержала никакой тайны, и, следовательно, могла быть продана без соблюдения обычных мер секретности. В любом случае в многочисленных критических разборах конструкций лодок первых серий какие-либо иностранные технические решения упоминаются только в связи с L-55. Также нет упоминаний об использовании дореволюционных материалов.

...есть и иные материалы, в частности сделанные в 1937-1938 гг. справки по состоянию сов. подводного кораблестроения, сделанные по требованию вышестоящих органов. В этом весьма правдивом документе о проектировании "Декабристов" сказано следующее: "Проектирование и постройка новых подводных лодок были начаты в условиях почти полного отсутствия опыта у наших проектных бюро и заводов, и, кроме того, руководство этим делом попало в руки вредителей, впоследствии разоблаченных органами ОГПУ". В отсутствии какого-либо опыта проектирования, если мне не изменяет склероз, говорил и сам Малинин на допросах в ОГПУ. Ни о какой "Балилье" в этом документе даже не упоминается в отличие от Л-55 и других иностранных проектов".


Tags: военный музей, мемориал, подводные лодки, россия, спб
Subscribe

Posts from This Journal “подводные лодки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments