Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Музей-подводная лодка "Vesikko" в Свеаборге, Хельсинки

В продолжение серии о подводных лодках-музеях хочу доложить о моём посещении ПЛ "Vesikko", установленной на вечную стоянку в крепости Свеаборг (по-фински: Suomenlinna). Подлодка имеет достойную историю и, к сожалению, некоторые боевые успехи в действиях против СССР.

Для затравки - картинка её внешнего вида после недавнего ремонта:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File%3AVesikko2013.JPG By SotamuseoSuomenlinna (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons
Фото взято отсюда.


Немного истории:
ПЛ "Vesikko" являлась прототипом немецких подводных лодок типа II. Спроектирована она была в Голландии, под вывеской подставной компаниии "Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw" - для обхода условий Версальского договора. Постоили же её финны, на вефях "Crichton-Vulcan" в Турку, в 1933 г.

Общие чертежи ПЛ "Vesikko" (весьма кликабельны):
Общие чертежи ПЛ "Vesikko"
Фото взято отсюда.

До 1934 гг. ПЛ испытывалась немецкими ВМС в качестве прототипа для их ПЛ серии II-A (CV-707), а затем была выкуплена финнами.

Основным предназначением ПЛ "Vesikko" являлась охрана прибрежных вод - это хорошо заметно по её скромным техническим характеристикам. ПЛ принимала участие сначала в Советско-финской войне, а затем и во Второй мировой. Многие историки, правда, считают первую войну частью второй - не без оснований.

Своего единственного успеха (т.е. потопления вражеского судна) "Vesikko" добилась 3 июля 1941 г. Восточнее острова Гогланд она атаковала и потопила советский транспорт "Выборг" (3183 брт). Вот как описывается этот эпизод на сайте wreck.ru:

3 июля 1941 года транспорты "Выборг" (капитан И. Г. Гаврилов) и "Луначарский" следовал из Ленинграда в Таллин. Суда шли с интервалом в 30 кабельтовых без охранения. В 11ч.30м. транспорт "Выборг" был обстрелян финской подводной лодкой "Весикко" и, уклоняясь от огня, лег на обратный курс. В 14ч.40м. восточнее острова Гогланд "Выборг" был торпедирован той-же лодкой. Торпеда попала в кормовую часть судна. "Выборг" не мог ни вызвать помощь ни донести о случившемся, так как не имел действующих документов по связи. Капитан транспорта, не проявив ни малейших признаков растерянности, организовал борьбу за живучесть. Командир финской лодки капитан-лейтенант Айтола, видя что транспорт не тонет, и команда не собирается его покидать, через 9 минут выпустил вторую торпеду, которая в "Выборг" не попала. Через 20 минут к поврежденному транспорту подошел дозорный сторожевой катер №132, который передал в штаб флота донесение о происшедшем, а затем [предпринял] поиск и безуспешное бомбометание подводной лодки. "Выборг" через некоторое время затонул в точке 60°05'СШ 27°34'ВД. Погиб один человек. Личный состав транспорта, спасавшийся на шлюпках, был подобран сторожевыми катерами и доставлен на остров Лавенсаари.

Так выглядела единственная жертва "Vesikko" - транспорт "Выборг" (на этом фото он показан ещё под одним из своих старых имён):
Транспорт "Выборг" (старые имена - Memel и Cairo), который торпедировала Vesikko 3.07.1941 г.
Фото взято отсюда.

Но вернёмся в более-менее настоящее время, когда наш небольшой "десант" высадился в Свеаборге. Было это незадолго до ремонта объекта, что будет заметно на некоторых фото.

Покидаем порт Хельсинки на небольшом пароме. Разумеется, идёт дождь:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_001.jpg

Вот и крепость Свеаборг, дождь потихоньку прекращается:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_002.jpg

Вход в музей. На корпусе хорошо различимы следы ржавчины:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_003.jpg

Вид на рубку. Ржавчина видна ещё лучше:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_006.jpg

Заходим в ПЛ. Налево от входа - первый "отсек": носовой и торпедный. Отсек в кавычках, ибо он, как и все другие - не водонепроницаемый. На ПЛ было размещено 3 торпедных аппарата и 2 запасных торпеды.
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_008.jpg

Тесновато! Качество фото получается немного порнографическим, но что поделать - тогда я ленился носить тяжёлую зеркальную технику. Сейчас я глубоко раскаиваюсь в этом :)
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_007.jpg

Второй и третий "отсеки" - кубрики матросов и старшин, сейчас там билетная касса и небольшая сувенирная лавка. Затем следует что-то вроде центрального поста:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_011.jpg

Приборы немецкого производства:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_010.jpg

Выход в крошечную рубку тут же:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_012.jpg

Кто-то опустил перископ, словно ПЛ находится глубоко под водой:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_013.jpg

Пост управления рулями глубины:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_015.jpg

Что-то хитрое, похожее на шумопеленгатор:Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_021.jpg

Радиостанция:Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_022.jpg

Манометры (разумеется, немецкого производства):Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_020.jpg

За центральным постом следовала кухня, а сразу за ней начинался "отсек" с дизелями - два 6-ти цилиндровых 4-х тактных RS127S фирмы "MWM", мощностью по 350 л.с.
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_023.jpg

Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_016.jpg

Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_026.jpg

Следующий "отсек" - электромоторный, с двумя электродвигателями по 180 л.с. Для обеспечения подводного хода использовалась одна группа аккумуляторных батарей из 62 элементов, расположенная под... разумеется - под кубриками матросов и старшин.
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_019.jpg

Пост управления электромоторами. За ним виднеется офицерская "каюта" - небольшое помещение на 4 койки, за шторками:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_017.jpg

Тут офицеры могли расслабиться, ха-ха:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_030.jpg

ПЛ действительно небольшая, длина корпуса по ватерлинии 41 м, наибольшая ширина - 4,1 м. Экипаж - 17-20 чел. Более подробно ТТХ этой ПЛ освещены на сайтах, ссылки на которые я даю в конце этого небольшого отчёта.

Выход из музея в корме:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_036.jpg

Рядом с ПЛ - аккуратные кучки строительного мусора:Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_037.jpg

За музеем - какой-то полузаброшенный яхтклуб с ремонтными мастерскими:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_040.jpg

Думаю, это самый неудачный ракурс, который только можно было тут найти:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_046.jpg

Любопытное короткое видео об этой ПЛ (при просмотре рекомендую включить англ. субтитры - тогда хоть что-то можно разобрать из сказанного за кадром):



По решению Парижской мирной конференции в 1946 г. подводная лодка была разоружена, поставлена на прикол и потихоньку гнила в гавани, пока финское правительство не решило её продать на слом. Но тут уже подсуетилась местная военно-морская ветеранская общественность, и ПЛ была в итоге оставлена в живых - для переделки в музей. В 1962 г. ПЛ "Vesikko" прибыла на своё место в Свеаборге, а с 1973 г. она открыта в качестве музея (филиала Военного Музея Финляндии).

Вид на форты старинной шведско-русско-финской крепости Свеаборг:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File%3ASuomenlinna.jpg Michal Pise [CC BY 2.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0)], via Wikimedia Commons
Фото взято отсюда. Автор Michal Pise.

В завершение, как всегда, немного полезной информации о музее:

Адрес:
Susisaari / Tykistölahti, Suomenlinna, 00190 Helsinki

Как добраться:
Главное - преодолеть железный занавес, дальше проще. Из порта Хельсинки прямо до крепости Свеаборг регулярно ходят паромы.

Контакты (если кто-то желает попрактиковать свой финский):
Тел. +358 (0) 299 530 260

Расписание работы:
Летом 2015 г. расписание таково: ежедневно с 11:00 до 18:00 (касса - до 17:45).

Сколько стоит: взрослый билет: 5 евро, дети: 3 евро. Билет на семью - 12 евро.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ "Vesikko" (на англ. яз.).
Статья о ПЛ в Википедии.
Статья о ПЛ на сайте "SHIP PICTURES" (на англ. яз.).
Статья о немецких ПЛ II-й серии.
Сайт о ПЛ "Vesikko" (на англ. яз.).
Tags: vesikko, военный музей, подводные лодки, финляндия, хельсинки
Subscribe

Posts from This Journal “подводные лодки” Tag

  • Военный музей и саммит G20 в Гамбурге

    Пару дней назад внезапно возросла посещаемость моего скромного блога. Такое иногда случается, когда я публикую более-менее интересный материал, и…

  • Подводная лодка U 9 (S 188) в Шпайере

    Исходя из моих последних постов, читатель мог придти к выводу, что технический музей в Шпайере состоит почти исключительно из авиаэкспонатов.…

  • ПЛАРБ класса "Огайо" у берегов Шотландии

    Выложу здесь несколько фотографий ПЛАРБ класса "Огайо", переданных мне по каналам неправительственной электросвязи. Подводная лодка была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments