Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Музей-подводная лодка "Vesikko" в Свеаборге, Хельсинки

В продолжение серии о подводных лодках-музеях хочу доложить о моём посещении ПЛ "Vesikko", установленной на вечную стоянку в крепости Свеаборг (по-фински: Suomenlinna). Подлодка имеет достойную историю и, к сожалению, некоторые боевые успехи в действиях против СССР.

Для затравки - картинка её внешнего вида после недавнего ремонта:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File%3AVesikko2013.JPG By SotamuseoSuomenlinna (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons
Фото взято отсюда.


Немного истории:
ПЛ "Vesikko" являлась прототипом немецких подводных лодок типа II. Спроектирована она была в Голландии, под вывеской подставной компаниии "Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw" - для обхода условий Версальского договора. Постоили же её финны, на вефях "Crichton-Vulcan" в Турку, в 1933 г.

Общие чертежи ПЛ "Vesikko" (весьма кликабельны):
Общие чертежи ПЛ "Vesikko"
Фото взято отсюда.

До 1934 гг. ПЛ испытывалась немецкими ВМС в качестве прототипа для их ПЛ серии II-A (CV-707), а затем была выкуплена финнами.

Основным предназначением ПЛ "Vesikko" являлась охрана прибрежных вод - это хорошо заметно по её скромным техническим характеристикам. ПЛ принимала участие сначала в Советско-финской войне, а затем и во Второй мировой. Многие историки, правда, считают первую войну частью второй - не без оснований.

Своего единственного успеха (т.е. потопления вражеского судна) "Vesikko" добилась 3 июля 1941 г. Восточнее острова Гогланд она атаковала и потопила советский транспорт "Выборг" (3183 брт). Вот как описывается этот эпизод на сайте wreck.ru:

3 июля 1941 года транспорты "Выборг" (капитан И. Г. Гаврилов) и "Луначарский" следовал из Ленинграда в Таллин. Суда шли с интервалом в 30 кабельтовых без охранения. В 11ч.30м. транспорт "Выборг" был обстрелян финской подводной лодкой "Весикко" и, уклоняясь от огня, лег на обратный курс. В 14ч.40м. восточнее острова Гогланд "Выборг" был торпедирован той-же лодкой. Торпеда попала в кормовую часть судна. "Выборг" не мог ни вызвать помощь ни донести о случившемся, так как не имел действующих документов по связи. Капитан транспорта, не проявив ни малейших признаков растерянности, организовал борьбу за живучесть. Командир финской лодки капитан-лейтенант Айтола, видя что транспорт не тонет, и команда не собирается его покидать, через 9 минут выпустил вторую торпеду, которая в "Выборг" не попала. Через 20 минут к поврежденному транспорту подошел дозорный сторожевой катер №132, который передал в штаб флота донесение о происшедшем, а затем [предпринял] поиск и безуспешное бомбометание подводной лодки. "Выборг" через некоторое время затонул в точке 60°05'СШ 27°34'ВД. Погиб один человек. Личный состав транспорта, спасавшийся на шлюпках, был подобран сторожевыми катерами и доставлен на остров Лавенсаари.

Так выглядела единственная жертва "Vesikko" - транспорт "Выборг" (на этом фото он показан ещё под одним из своих старых имён):
Транспорт "Выборг" (старые имена - Memel и Cairo), который торпедировала Vesikko 3.07.1941 г.
Фото взято отсюда.

Но вернёмся в более-менее настоящее время, когда наш небольшой "десант" высадился в Свеаборге. Было это незадолго до ремонта объекта, что будет заметно на некоторых фото.

Покидаем порт Хельсинки на небольшом пароме. Разумеется, идёт дождь:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_001.jpg

Вот и крепость Свеаборг, дождь потихоньку прекращается:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_002.jpg

Вход в музей. На корпусе хорошо различимы следы ржавчины:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_003.jpg

Вид на рубку. Ржавчина видна ещё лучше:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_006.jpg

Заходим в ПЛ. Налево от входа - первый "отсек": носовой и торпедный. Отсек в кавычках, ибо он, как и все другие - не водонепроницаемый. На ПЛ было размещено 3 торпедных аппарата и 2 запасных торпеды.
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_008.jpg

Тесновато! Качество фото получается немного порнографическим, но что поделать - тогда я ленился носить тяжёлую зеркальную технику. Сейчас я глубоко раскаиваюсь в этом :)
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_007.jpg

Второй и третий "отсеки" - кубрики матросов и старшин, сейчас там билетная касса и небольшая сувенирная лавка. Затем следует что-то вроде центрального поста:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_011.jpg

Приборы немецкого производства:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_010.jpg

Выход в крошечную рубку тут же:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_012.jpg

Кто-то опустил перископ, словно ПЛ находится глубоко под водой:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_013.jpg

Пост управления рулями глубины:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_015.jpg

Что-то хитрое, похожее на шумопеленгатор:Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_021.jpg

Радиостанция:Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_022.jpg

Манометры (разумеется, немецкого производства):Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_020.jpg

За центральным постом следовала кухня, а сразу за ней начинался "отсек" с дизелями - два 6-ти цилиндровых 4-х тактных RS127S фирмы "MWM", мощностью по 350 л.с.
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_023.jpg

Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_016.jpg

Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_026.jpg

Следующий "отсек" - электромоторный, с двумя электродвигателями по 180 л.с. Для обеспечения подводного хода использовалась одна группа аккумуляторных батарей из 62 элементов, расположенная под... разумеется - под кубриками матросов и старшин.
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_019.jpg

Пост управления электромоторами. За ним виднеется офицерская "каюта" - небольшое помещение на 4 койки, за шторками:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_017.jpg

Тут офицеры могли расслабиться, ха-ха:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_030.jpg

ПЛ действительно небольшая, длина корпуса по ватерлинии 41 м, наибольшая ширина - 4,1 м. Экипаж - 17-20 чел. Более подробно ТТХ этой ПЛ освещены на сайтах, ссылки на которые я даю в конце этого небольшого отчёта.

Выход из музея в корме:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_036.jpg

Рядом с ПЛ - аккуратные кучки строительного мусора:Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_037.jpg

За музеем - какой-то полузаброшенный яхтклуб с ремонтными мастерскими:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_040.jpg

Думаю, это самый неудачный ракурс, который только можно было тут найти:
Vesikko-Sveaborg-2012-08-19_046.jpg

Любопытное короткое видео об этой ПЛ (при просмотре рекомендую включить англ. субтитры - тогда хоть что-то можно разобрать из сказанного за кадром):



По решению Парижской мирной конференции в 1946 г. подводная лодка была разоружена, поставлена на прикол и потихоньку гнила в гавани, пока финское правительство не решило её продать на слом. Но тут уже подсуетилась местная военно-морская ветеранская общественность, и ПЛ была в итоге оставлена в живых - для переделки в музей. В 1962 г. ПЛ "Vesikko" прибыла на своё место в Свеаборге, а с 1973 г. она открыта в качестве музея (филиала Военного Музея Финляндии).

Вид на форты старинной шведско-русско-финской крепости Свеаборг:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File%3ASuomenlinna.jpg Michal Pise [CC BY 2.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0)], via Wikimedia Commons
Фото взято отсюда. Автор Michal Pise.

В завершение, как всегда, немного полезной информации о музее:

Адрес:
Susisaari / Tykistölahti, Suomenlinna, 00190 Helsinki

Как добраться:
Главное - преодолеть железный занавес, дальше проще. Из порта Хельсинки прямо до крепости Свеаборг регулярно ходят паромы.

Контакты (если кто-то желает попрактиковать свой финский):
Тел. +358 (0) 299 530 260

Расписание работы:
Летом 2015 г. расписание таково: ежедневно с 11:00 до 18:00 (касса - до 17:45).

Сколько стоит: взрослый билет: 5 евро, дети: 3 евро. Билет на семью - 12 евро.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ "Vesikko" (на англ. яз.).
Статья о ПЛ в Википедии.
Статья о ПЛ на сайте "SHIP PICTURES" (на англ. яз.).
Статья о немецких ПЛ II-й серии.
Сайт о ПЛ "Vesikko" (на англ. яз.).
Tags: vesikko, военный музей, подводные лодки, финляндия, хельсинки
Subscribe

Posts from This Journal “подводные лодки” Tag

  • Военный музей и саммит G20 в Гамбурге

    Пару дней назад внезапно возросла посещаемость моего скромного блога. Такое иногда случается, когда я публикую более-менее интересный материал, и…

  • Подводная лодка U 9 (S 188) в Шпайере

    Исходя из моих последних постов, читатель мог придти к выводу, что технический музей в Шпайере состоит почти исключительно из авиаэкспонатов.…

  • ПЛАРБ класса "Огайо" у берегов Шотландии

    Выложу здесь несколько фотографий ПЛАРБ класса "Огайо", переданных мне по каналам неправительственной электросвязи. Подводная лодка была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments