Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg)

Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку. Тем более, что она-то и являлась одной из основных "целей" нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Наши "партнёры" из НАТО обозначили этот тип ПЛ как "Tango". Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.
1.
U-434 Hamburg-2015-05-30_138.jpg

Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ "Рубин". После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.

И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:U-434 Hamburg-2015-05-29_130.jpg



3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход. Заходим...
U-434 Hamburg-2015-05-29_003.jpg

4. ...и сразу попадаем в носовой торпедный отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_010.jpg

5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке. Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед:
U-434 Hamburg-2015-05-29_012.jpg

6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне "третьего этажа" этой ПЛ:U-434 Hamburg-2015-05-29_014.jpg

7. Люк для аварийного покидания ПЛ:U-434 Hamburg-2015-05-29_011.jpg

8. Переходим во второй отсек - аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) "этажа". Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
:U-434 Hamburg-2015-05-29_021.jpg

9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы - оно действительно сделано через перископ?
U-434 Hamburg-2015-05-29_019.jpg

На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.

10. Офицерские удобства:
U-434 Hamburg-2015-05-29_016.jpg

11. Немного техники:
U-434 Hamburg-2015-05-29_017.jpg

12. Каюта для совсем больных:
U-434 Hamburg-2015-05-29_023.jpg

13. Обитателю этой каюты полагался свой "карантинный" гальюн:
U-434 Hamburg-2015-05-29_024.jpg
14.
U-434 Hamburg-2015-05-29_025.jpg

15. Затем мы спускаемся на один "этаж" (вернее, палубу) вниз:
U-434 Hamburg-2015-05-29_026.jpg
16.
U-434 Hamburg-2015-05-29_029.jpg
17.
U-434 Hamburg-2015-05-29_030.jpg

18. Покидаем второй отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_033.jpg

19. Попадаем в третий отсек - отсек центрального поста. Вид в корму:
U-434 Hamburg-2015-05-29_035.jpg

20. Вид  в нос (откуда мы пришли):
U-434 Hamburg-2015-05-29_036.jpg

21. Основное оборудование центрально поста находится над нами, но нас туда не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. "агрегатные выгородки"):
U-434 Hamburg-2015-05-29_037.jpg

22.
U-434 Hamburg-2015-05-29_038.jpg

23.
U-434 Hamburg-2015-05-29_042.jpg

24. Переходим в четвёртый - жилой и аккумуляторный отсек. На его "втором этаже" расположена столовая для старшин:
U-434 Hamburg-2015-05-29_040.jpg

25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин:
U-434 Hamburg-2015-05-29_046.jpg

26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика::
U-434 Hamburg-2015-05-29_044.jpg

27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно - камбуз:
U-434 Hamburg-2015-05-29_045.jpg

28. Идём дальше по коридору:
U-434 Hamburg-2015-05-29_048.jpg

29. В принципе, довольно приличное размещение:
U-434 Hamburg-2015-05-29_049.jpg

30. Здесь жил особист:
U-434 Hamburg-2015-05-29_047.jpg

31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы:
U-434 Hamburg-2015-05-29_050.jpg

В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).

32. Переходим в пятый, дизельный отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_051.jpg

33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью:
U-434 Hamburg-2015-05-29_056.jpg

34. На заднем плане виден проход в "машинный зал":
U-434 Hamburg-2015-05-29_055.jpg

35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все - с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42:
U-434 Hamburg-2015-05-29_063.jpg

36. Вспомогательные механизмы и приборы:
U-434 Hamburg-2015-05-29_057.jpg

37. Дизель поближе:
U-434 Hamburg-2015-05-29_066.jpg

38. Покидаем пятый отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_071.jpg

39. Вид назад, на дизельный отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_075.jpg

40. Теперь мы находимся в предпоследнем, шестом отсеке этой ПЛ - электромоторном. Крышка люка:
U-434 Hamburg-2015-05-29_077.jpg

41. Щиты управления двумя бортовыми электромашинами (2 х 1350 л.с. типа ПГ101) и одной средней (1 х 2700 л.с. типа ПГ102):
U-434 Hamburg-2015-05-29_083.jpg

42. Коридор между электрощитами в электромашинном отсеке:
U-434 Hamburg-2015-05-29_096.jpg

43.
U-434 Hamburg-2015-05-29_095.jpg

44. Рабочие места "электриков":
U-434 Hamburg-2015-05-29_089.jpg

45. Вид на щит управления электромотором по правому борту:
U-434 Hamburg-2015-05-29_085.jpg

46. Щит управления средним электромотором:
U-434 Hamburg-2015-05-29_088.jpg

47. Третий (!!!) гальюн на корабле. Роскошь же:
U-434 Hamburg-2015-05-29_097.jpg

48. Крантики с забортной (солёной) и пресной водой:
U-434 Hamburg-2015-05-29_098.jpg

49. Теперь переходим в последний, седьмой (кормовой) отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_099.jpg

50. Система рулевой гидравлики:
U-434 Hamburg-2015-05-29_103.jpg

Под настилом расположен электродвигатель бесшумного хода мощностью 140 л.с.
51. Какая-то секретная установка:
U-434 Hamburg-2015-05-29_106.jpg

52. Что-то, похожее на баллон с газом (с редуктором наверху) Пенообразователь для системы пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная):
U-434 Hamburg-2015-05-29_105.jpg

53. Матрос устал и лёг поспать. Внизу баллон с воздухом высокого давления (ВВД):
U-434 Hamburg-2015-05-29_111.jpg

54. Другой матрос бодр. Зачем (а главное - как?) в отсек был затащен один из трёх винтов, история умалчивает:
U-434 Hamburg-2015-05-29_109.jpg

55. Ещё один аварийный люк (всего их три, они расположены в 1, 3 и 7 отсеках):
U-434 Hamburg-2015-05-29_113.jpg

Интересная особенность немецких морских музеев и музейных ПЛ - это звуковое оформление соответствующих экспозиций. Например, на U-434 в дизельном отсеке довольно шумно проигрываются звуки работы реального дизеля и т.д.

56. Ну всё, всплываем выходим на поверхность:

U-434 Hamburg-2015-05-29_124.jpg

57. Спасательный буй на корме (второй такой же расположен в носовой части ПЛ):
U-434 Hamburg-2015-05-29_118.jpg

58. Вид на нос:
U-434 Hamburg-2015-05-29_127.jpg

59. Интересные штуки, расположены симметрично по бортам ближе к корме. Выхлопом дизеля это быть не может, ибо он (вывод выхлопа) расположен вместе с устройством РДП в рубке. Что же это такое? (Уже подсказали, что это всё же выхлоп).
U-434 Hamburg-2015-05-29_128.jpg

60. Недалеко от ПЛ U-434 расположено другое интересное музейное судно - грузо-пасажирский "Cap San Diego", но на него у нас уже не хватило времени:
U-434 Hamburg-2015-05-29_133.jpg

61. А теперь немного истории. Так выглядели ПЛ проекта 641Б в далёкие 80-е годы (на снимке Б-498 из состава ЧФ):
Источник фото: http://www.navy.su/navysub1945/641b/images/641b_00.jpg
Источник фото

62. Общий чертёж ПЛ проекта 641Б (кликабельно):

Источник: http://militaryrussia.ru/i/284/208/wjGxT.jpg
Источник фото

63. Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный - на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин):
Источник фото: http://cruiser.patosin.ru/oldsite/Foto/5opsk/75.jpg
Источник фото

64. Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном магазинчике при ПЛ:
Книжка про ПЛ U-434 -2.jpg

Согласно этой книженции, мысль о покупке русской ПЛ возникла у двух немцев-предпринимателей после просмотра новостей в августе 2000 г. из района Баренцева моря. Тогда там "утонула" (со слов одного известного чиновника) одна из наших АПЛ, и помощь к морякам, оставшимся в живых после взрыва, "немного" не успела. В итоге, немцы захотели сделать памятник морякам-подводникам и представить его в качестве музея, куда любой может зайти и представить себе, как оно вообще - жить и работать в таком железном гробу. Ну, и денег заработать тоже - я так думаю.

Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи "посредников" вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу - а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).

65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров:
Книжка про ПЛ U-434 -1.jpg

После заключения договора и перевода денег ПЛ была отправлена в Североморск на "демилитаризацию", где с неё было снято всё секретное оборудование и вооружение. Затем, наш буксир дотащил её до Гельголанда (остров в Северном море) и передал свою ношу немецким буксирам. Дальше - дело техники. ПЛ поставили в док, наварили 2 "колпака" - для входа и выхода посетителей, адаптировали бортовую сеть под гражданские 230 VAC, подкрасили немного и поставили на место. Потом ещё один раз переставили - туда, где U-434 и стоит с 2010 г. по сей день. А впервые ПЛ была открыта для посетителей уже в октябре 2002 г. За первые 12 месяцев её посетили 120 тыс. человек, что позволило практически "вернуть" её стоимость новым владельцам.

Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и различных жидкостей.

66. Последний капитан Б-515 - Гарматенко Анатолий Иванович - оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо ему за это:
Книжка про ПЛ U-434 -3.jpg

67. Любопытный факт: на данный момент существуют ещё две музейные подлодки этого типа. Б-396 установлена в Москве, а Б-307 - в Тольятти. Так, например, выглядит ПЛ Б-396 проекта 641Б в Москве на Химкинском водохранилище, в Музее ВМФ (парк "Северное Тушино"):
ПЛ-музей Б-396 в Москве, фото с сайта http://www.town.ural.ru
Источник фото

68. А вот так выглядит ПЛ Б-307 в Тольятти, в техническом музее АвтоВАЗа. Согласитесь, что это немного психоделическое зрелище - ПЛ, стоящая на лужайке и выпускающая торпеду:
ПЛ Б-307 в Техническом музее АвтоВАЗ, автор фото: Трубин Анатолий, https://commons.wikimedia.org
Источник фото

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
U-434 U-Bootmuseum Hamburg

Адрес:
U-Bootmuseum Hamburg GmbH
St. Pauli Fischmarkt 10
D-20359 Hamburg

Как добраться:
Мы ехали на машине из Берлина, это около 3-х часов по автобанам с паузой на кофе. По причине обилия злачных мест в центре Гамбурга, я строго рекомендую запарковать машину в надёжном месте и дальше путешествовать городским транспортом. До нужного места ходят электрички и метро (остановка Reeperbahn, дальше около 10 минут пешком до набережной Эльбы - St. Pauli Fischmarkt).

Контакты:
Телефон:  +49 40 32004934
Факс: +49 40 32527209

Расписание работы:
Ежедневно без выходных, с понедельника по субботу: с 9:00 до 20:00, в воскресенье: с 11:00 до 20:00.

Сколько стоит: взрослый билет: 9 евро. Школьникам, студентам и их детям: 6 евро. Прочим пенсионерам: 7 евро.
Для традиционной семьи (2+2) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро.
За фотосъёмку попросят ещё 1 евро. Но лично нас забыли попросить, что могу лишь отметить как дополнительный плюс этому музею.

Важно: нас не пустили в центральный пост, потому что мы зажали заплатить по 4 евро за т.н. "экскурсию". С другой стороны, это не помешало нам (чуть позже) к этой "экскурсии" присоединиться, просто присев в столовой нижних чинов и подождав, пока небольшая толпа богатеньких буратин нагонит нас. Экскурсия нас ничем не удивила, о рабочей температуре +70 °С в машинном отделении мы и так догадывались, а про красный уголок с балалайками и про ручных медведей в торпедном отсеке и так уже знает каждый пионер. Сэкономленную валюту мы потом, кстати, с пользой спустили на Репербане, но вот оригинальных фоток из центрального поста у меня пока нет.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ U-434 (к сожалению, только на нем. яз.).
Там же - вид с веб-камеры на ПЛ в реальном времени.
Фоторепортаж Андрея Прокофьева о ПЛ Б-515 в 1984 г.
Статья о ПЛ Б-515 в Википедии.
Там же - статья о ПЛ проекта 641Б.
Статья о ПЛ проекта 641Б на сайте deepstorm.ru
Там же - "краткая биография" ПЛ Б-515.

Tags: u-434, б-515, военный музей, гамбург, германия, подводные лодки, проект 641Б

Posts from This Journal “подводные лодки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments