Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Немецкий музей морской авиации "AERONAUTICUM" (Deutsches Luftschiff- und Marinefliegermuseum)

Официальное название этого небольшого, но весьма качественного музея - Немецкий музей дирижаблей и морской авиации. Расположен он на самом северо-западе Германии, между портовыми городами Бремерхафен и Куксхафен. Этот музей был тщательно изучен нашей командой в начале июня этого года, после того, как был завершён осмотр военно-морских достопримечательностей в Гамбурге - об этом я уже докладывал в своих предыдущих записях. Теперь предлагаю уважаемой публике ознакомиться и с этим музеем.

1. Напротив музея припаркован один из двух коллекционных Breguet BR 1150 Atlantic (патрульный и противолодочный самолёт):
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_239.jpg

2. Вот так, примерно, выглядит этот музей с высоты подлетающей крылатой ракеты (сильно кликабельно):
Авиационный музей.jpg
Автор фото: Ralf Roletschek [GFDL oder CC BY 3.0], via Wikimedia Commons

Справа на фото различим КПП 3-го авиаполка морской авиации, а также и штаба всей морской авиации ВМС ФРГ. По сути, музей расположен при воинской части, некоторые его экспонаты использовались какое-то время назад в этом авиаполку.

3. Один из корпусов музея:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_229.jpg

4. Вид на вход, ангар (слева) и основную пристройку (справа).
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_237.jpg

Общая площадь музея примерно 36.000 м². Под открытым небом выставлено около 20 самолётов и вертолётов, состоявших на службе в рядах бундесвера (ФРГ) или национальной народной армии (ГДР). Интереснейшие экспонаты - патрульный и противолодочный самолёт Breguet BR 1150 Atlantic, до 2005 г. служивший в части за забором и  Panavia MRCA Tornado из другого, 2-го авиаполка морской авиации (их база располагалась на самом крайнем севере Германии в местечке Eggebeck).

Кроме экспозиции под открытым небом, существует так же ангар площадью примерно 2.000 м², в котором представлено развитие морской авиации (в том числе - цеппелинов).

5. Справа от входа взлетает старенький Hawker Sea Hawk, один из первых самолётов немецкой послевоенной морской авиации. Разработан он был ещё в далёком 1944 г., но в серию пошёл только в 1950 г., после ряда доработок:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_009.jpg

6. Большой ангар прямо-таки набит муляжами и моделями разных цеппелинов:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_011.jpg

7. Вот один из них:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_013.jpg

8. И ещё один Цеппелин:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_222.jpg

9. Такие дизели устанавливали на наиболее толстые дирижабли (конкретно эта версия - двигатель MB 511 - устанавливался на быстроходные катера):
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_016.jpg

10.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_017.jpg

Тема цеппелинов играет в этом музее совсем не случайно такую важную роль. Дело в том, что на месте нынешнего 3. авиаполка морской авиации 100 лет назад находилась крупнейшая база германских цеппелинов, прослужившая всю первую мировую войну. Эта база состояла из гигантских ангаров, куда цеппелины можно было загонять для необходимого "техобслуживания". Самый большой ангар (200 м длиной, 70 м шириной и 30 м в высоту) стоял на рельсах и мог разворачиваться "по ветру" на все 360° для обеспечения взлёта и посадки дирижаблей при любом направлении ветра.

После ПМВ ангары снесли, а аэродром засеяли картошкой. Во время Второй мировой войны это уже был обычный аэродром Люфтваффе. После ВМВ тут были сначала расквартированы британские, а затем сменившие их американские лётчики. После основания бундесвера аэродром был передан властям ФРГ и стал тем, чем он и является на данный момент - аэродромом морской авиации.

11. Цеппелин и распропагандированный революционный матрос:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_022.jpg

Кстати, с примерно таких же цеппелинов в первые дни операции "Альбион", в начале октября 1917, были сброшены бомбы на нашу батарею на мысе Церель (крупнокалиберная береговая батарея №43 в составе Моонзундской позиции Морской крепости Императора Петра Великого). В результате операции многим русским революционным матросам сильно не поздоровилось - но немецкий рабочий класс тогда ещё надеялся на удачный исход Великой войны, и не спешил отказываться "от аннексий и контрибуций" в пользу непонятного мира.

12. Модель вертолёта Flettner Fl 282 "Kolibri", первого серийного вертолёта в мире. Всего с 1941 г. по 1945 г. было выпущено 24 шт.:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_033.jpg

13. Аквариум с дирижаблем:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_038.jpg

14. Макет кабины дирижабля:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_045.jpg

15. А вот и экспонаты посовременнее. Турбовинтовой двигатель Rolls-Royce Tyne был долгое время мощнейшим (около 6.000 л.с.) конкурентом советского НК-12 (около 15.000 л.с.). Теперь мощнейший конкурент советского "старичка" - EPI TP400 для нового европейского транспортника Airbus A400M с его 11.000 л.с. Итак, Rolls-Royce Tyne Mk 21:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_052.jpg

16. Тренажёр для "Старфайтера":
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_059.jpg

17. Рабочее место (если не ошибаюсь) бортинженера Breguet BR 1150 Atlantic:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_062.jpg

18. Плакаты, объясняющие расположение органов управления (слева) и вооружения (справа) Breguet BR 1150 Atlantic:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_061.jpg

19. Модель тяжёлого крейсера "Prinz Eugen":
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_072.jpg

20. Красивая модель немецкой ПЛ, буксирующей летательный аппарат без мотора (что-то вроде воздушного змея, но с вертолётным винтом). При удачном ветре эта штука запускалась, и сидящий там наблюдатель увеличивал дальность визуального обзора ПЛ, позволяя ей раньше обнаруживать цели и оперативно реагировать. Что происходило с наблюдателем, если на горизонте внезапно появлялся противолодочный самолёт, история умалчивает:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-07-03_001.jpg

21. Предназначенные для утилизации по условиям капитуляции немецкие самолёты:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_051.jpg

22. В этом зале молодёжь развлекалась запуском бумажной авиации:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_221.jpg

23. Переходим к наружней экспозиции. Самолёт, который может расчитывать на успех в конкурсе уродцев - Fairey Gannet A.S.4:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_215.jpg
Этот противолодочный монстр мог нести 2 торпеды, несколько глубинных бомб и 16 ракет!

24.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_213.jpg

25. А это остатки от сбитого неподалёку Бристоль-Бленхейма (Bristol Blenheim), лет так 75 назад:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_206.jpg

26. Dornier Do 28 D Skyservant. Транспортный и посыльный самолёт, в последние годы службы использовался как наблюдатель за чистотой моря - искал масляные и нефтяные пятна и, соответственно, тех, кем они были сделаны. Затем документировал это дело и, через некоторое время, владельцев судов-загрязнителей ждал счёт на оплату и/или суд:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_202.jpg

27. Отсек для тренировки покидания тонущего самолёта ("сбрасывался" вместе с экипажем в бассейн):
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_194.jpg

28. И ещё один Dornier Do 28:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_193.jpg

29. Hunting Percival P-66 „Pembroke“ C.Mk.54:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_188.jpg

30. Эти машины использовались как транспортные, посыльные, а затем и просто учебные:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_187.jpg

31. Piaggio P.149 (не путать с мотороллером!):
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_184.jpg

32. Люфтваффе использовали аж 266 машин этого типа, с 1957 г. до 1990 г. Основное назначение - учебный или посыльный самолёт:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_181.jpg

33. Второй экземпляр Breguet BR 1150 Atlantic:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_185.jpg

34. Место наблюдателя-навигатора:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_179.jpg

35. Интересная конструкция капота двигателя:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_176.jpg

36.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_170.jpg

37. Ещё один Hawker Sea Hawk:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_168.jpg

38.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_165.jpg

39. Это не аттракцион и не игрушка с детской площадки - на самом деле, так празднуют пилоты "Торнадо" свой каждый тысячный час налёта (1000-й, 2000-й и т.д.). Эту штуку тянул аэродромный тягач, а сидящих в ней пилотов поливала водой едущая сзади пожарная машина:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_164.jpg

40. Истребитель-бомбардировщик Panavia PA-200 Tornado:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_161.jpg

41.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_159.jpg

42. Учебный самолёт Fouga CM.170 Magister:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_158.jpg

43.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_157.jpg

44. Знаменитый (в основном, количеством оставленных после себя вдов и сирот - в мирное время, разумеется) Lockheed F-104 „Starfighter“:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_152.jpg

45.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_150.jpg

46. Его 20-мм пушка:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_145.jpg

47. Истребитель-бомбардировщик Су-22 М4 ВВС ГДР:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_142.jpg

48. Следят за ним совсем плохо:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_139.jpg

49. Аэродромная пожарная машина FlKfz 8.000:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_134.jpg

50. Знаменитый Bell UH-1D:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_128.jpg

51. Ми-8, до 1990 г. состоял на службе в ВВС ГДР, затем, до списания в 1994 г. - уже в Люфтваффе:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_121.jpg

52.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_120.jpg

53. Ещё один Торнадо:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_113.jpg

54. Ещё один Ми-8, с такой же судьбой (до 1994 г. в составе Люфтваффе):
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_108.jpg

55.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_102.jpg

56. Fokker VFW 614, планировался на замену старичку DC-3, но построено было всего 19 экземпляров. В музее представлен экспериментальный образец VFW 614 MPA - морской патрульный, на смену Breguet BR 1150 Atlantic. Но и из этих планов ничего не вышло, в итоге были куплены недорогие подержанные Орионы у голландцев(!):
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_076.jpg

57. Интересное расположение двигателей:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_096.jpg

58.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_092.jpg

59. Тягач морской авиации:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_085.jpg

60. Опять Dornier Do 28, на этот раз с другой стороны:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_081.jpg

61.
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_077.jpg

62. Интересный экспонат у дачников за забором:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_116.jpg

63. Вид на КПП 3-го авиаполка морской авиации, справа от КПП расположен музей:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_240.jpg

64. Суровые надписи:
AERONAUTICUM Nordholz-2015-05-31_241.jpg

Немного истории: музей начал неформально создаваться с 1967 г. в качестве частной инициативы местных лётчиков, в 1987 г. была создана НКО (некоммерческая организация) с целью подготовки к созданию полноценного музея. При этом, немецкое министерство обороны передало в дар этой НКО небольшой участок земли и заброшенное здание недалеко от КПП авиаполка. Затем музей стал расширяться и увеличиваться. В качестве "полноценного" музея он работает с 1997 г.

При создании и модернизации ангара и прочих пристроек значительную помощь оказали служащие бундесвера (не только из размещённого поблизости авиаполка), на что некоторые излишне политизированные немецкие граждане обиделись и потребовали от музея компенсацию в пользу министерства обороны - за эксплуатацию военнослужащих в их официальное рабочее время. Типа, "работа "налево" не должна оплачиваться немецкими налогоплательщиками", что, в принципе, резонно. В результате, суд выкатил НКО ценник в 2 млн. евро, а солдаты сказали, что суд офигел, ибо они работали в свободное время - обед и перекуры каждые 5 мин и т.п. Тем не менее, тяжба длилась ещё несколько лет, пока судейские от музея не отвязались насовсем.

В завершение, немного полезной информации:

Официальное название:
Deutsches Luftschiff- und Marinefliegermuseum Nordholz e.V. "AERONAUTICUM"

Адрес:
AERONAUTICUM
Peter-Strasser-Platz 3
D-27639 Wurster Nordseeküste

Как добраться:
Мы ехали на машине из Гамбурга, это около 2-х часов по автобанам. Расстояние по прямой от Гамбурга кажется не таким большим (около 100 км), но прямой дороги там нет. Вернее, есть, но только просёлочные, через всякие местные Perdjaevka и Muhosransk - что для любителей быстрой езды (в пределах ПДД, естественно) хуже утреннего похмелья.
Парковка около музея, разумеется, бесплатная.

Контакты:
Телефон: +49 4741 1819 0
Факс: +49 4741 1819 15
E-Mail: info@aeronauticum.de

Расписание работы:
Ежедневно без выходных.
С 15 марта по 15 ноября с 10:30 до 17:30,
с 16 ноября по 14 марта с 10:30 до 15:30 (ибо рано темнеет).
На Рождество (европейское, т.е. до 1 января) - закрыт.

Сколько стоит: взрослый билет (от 16 лет и до конца): 9,50 евро. Детям (от 6 лет): 4,50 евро.
Для традиционной семьи (2 родителя и дети) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро.
Есть скидки для групп и школьных классов.
За фотосъёмку попросят ещё 2,50 евро.

Важно: в кафешке при музее собираются местные деды-ветераны, пытающиеся задирать посетителей провокационными вопросам типа "а не слишком ли рано вы уходите?" или "как вы смогли так быстро осмотреть весь музей?". В этом случае русскоязычным гражданам помогают фразы "нихт ферштейн" или, в крайнем случае, "Сталинград".

Дополнительная информация:
Официальный сайт музея (к сожалению, только на нем. яз.)
Статья о музее AERONAUTICUM в Википедии (нем. или англ. яз.)
Tags: aeronauticum, nordholz, авиационный музей, авиация, военный музей, германия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments