Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Categories:

Авиакатастрофа в ходе авиашоу на американской авиабазе Ramstein Air Base 28 августа 1988 года


Эта запись была изначально подготовлена для моего канала в Яндекс.Дзен, но что-то пошло не так, и уже не в первый раз. Поэтому я опубликую её здесь - к тематике моего журнала она, разумеется, подходит.

Поскольку я сам с большим интересом посещаю разные авиашоу (о чём я, например, уже как-то рассказывал), то эта катастрофа, разумеется, не могла пройти мимо моего внимания - и я решил подготовить для своих читателей небольшой обзор этого очень печального события.

Итак, ровно 30 лет назад на американской авиабазе Ramstein Air Base около западногерманского городка Рамштайн произошла крупнейшая (на тот момент) авиакатастрофа в истории авиашоу. К сожалению, в 2002 году этот печальный "рекорд" был побит в украинском Львове в ходе авиашоу, посвящённому 60-летию 14-го авиационного корпуса (бывшей 14-й воздушной армии СССР). Но вернёмся в тот далёкий 1988 год.

1. Современный вид главных строений американской авиабазы в немецком Рамштайне:
Современный вид главных строений американской авиабазы в немецком Рамштайне. Источник фото: wikimedia.org
Источник фото: wikimedia.org


Разумеется, ничто не предвещало катастрофы. Авиашоу на авиабазе в Рамштайне проводились регулярно и успешно. Последнее воскресенье лета 1988 г. выдалось довольно жарким, но для полётов погода была просто идеальной. На территории авиабазы собралось около 300 тысяч (!) зрителей со всей Германии, а так же из соседних стран - прежде всего Бельгии, Голландии и Франции. На праздник так же пришли практически все гражданские сотрудники и военнослужащие авиабазы. Среди гостей было много детей.

2. Вид авиабазы в Рамштайне с воздуха:
Вид авиабазы в Рамштайне с воздуха. Источник фото: wikimedia.org
Источник фото: wikimedia.org

Долгое время всё шло по плану, пока очередь не дошла до итальянской эскадрильи "Трёхцветные стрелы" ("Frecce Tricolori") на учебных самолётах Aermacchi MB-339. После выполнения ряда сложных фигур высшего пилотажа "Frecce Tricolori" должны были выполнить фигуру, которая называется "пронзённое сердце".

3. Вариант выполнения фигуры "пронзённое сердце":
Вариант выполнения фигуры "пронзённое сердце". Источник фото: wikimedia.org
Источник фото: wikimedia.org

Итальянские самолёты должны были разделиться на две группы и сделать "мёртвую петлю" в разных направлениях, нарисовав специальными дымами изображение сердца. В нижней точке самолётам следовало разойтись на близком расстоянии друг от друга на встречных курсах. Один истребитель в самом начале манёвра должен был отделиться от основной группы и, тоже выполнив "мёртвую петлю", изобразить стрелу, пронзающую сердце.

К сожалению, пилот этого отдельного самолёта, полковник Иво Нутарелли, не расчитал свою траекторию и скорость, и не дал боковым самолётам безопасно завершить "рисование" сердца. В итоге, на выходе из петли он сначала врезался в кабину крайнего из самолётов левой группы (если смотреть со стороны зрителей), а затем, по касатальной, задел ещё и второй самолёт - ведущего левой группы.

Оба пилота столкнувшихся первыми самолётов, судя по всему, погибли мгновенно. Ведущий левой группы на уже лишённом возможности управления самолёте попытался катапультироваться, но ему не хватило высоты. Парашют системы катапультирования раскрылся лишь частично, и пилот разбился. Остаётся лишь отметить, что отечественное катапультное кресло - знаменитое К-36ДМ - скорее всего спасло бы этому пилоту жизнь (как показывают случаи спасения пилотов отечественных самолётов при авариях на минимальных высотах).
4. Моменты катастрофы - уже неуправляемый самолёт Иво Нутарелли задевает самолёт ведущего левой группы, разрушив его органы управления:
Момент катастрофы - уже неуправляемый самолёт Иво Нутарелли задевает самолёт ведущего левой группы, разрушив его органы управления. Источник фото: wikimedia.org
Источник фото: wikimedia.org

Но самое страшное произошло спустя какие-то мгновения - объятый пламенем и неуправляемый самолёт Иво Нутарелли продолжил полёт и упал на землю всего в 50 метрах от толпы зрителей.

5. Падение самолёта Иво Нутарелли перед зрителями:
Падение самолёта Иво Нутарелли перед зрителями. Источник фото: wikimedia.org
Источник фото: wikimedia.org
После падения самолёт по инерции продолжил движение, проскользив по земле ещё несколько десятков метров, прорвав проволочное загорождение и въехав-таки в толпу людей. Остановился самолёт, объятый пламенем, лишь ударившись в фургончик продавца мороженого, при этом сработало катапультное кресло, выбросив труп лётчика вглубь фургончика.
Видео столкновения самолётов над авиабазой Рамштайн:



При падении самолёта из разрушенных баков вылилось около 800 литров авиатоплива, что предопределило размах наземной катастрофы. В ней погибло 66 зрителей, включая детей, из них на месте - чуть более половины из общего числа. Остальные умерли уже после оказания им первой помощи или позже, в больницах - от сильнейших ожогов. Ранения разной степени тяжести (в основном ожоги!) получили более 1000 человек, из них прошли лечение в больницах более 450 человек.

Так же, кроме трёх пилотов разбившихся самолётов, погиб ( вернее, умер от полученных травм в госпитале) американский пилот вертолёта, стоявшего во время авиашоу на земле. В его вертолёт врезались обломки падающих самолётов.

Ещё одно видео с места катастрофы:



Расследование этой авиакатастрофы показало, что такого большого количества жертв можно было избежать - если бы американские организаторы авиашоу согласовали вопросы безопасности и оказания медицинской помощи с немецкой стороной заранее. Возможностей американской медицинской службы на авиабазе было недостаточно для оказания оперативной помощи такому большому количеству пострадавших.

Вызванные уже после катастрофы экипажи немецких машин скорой помощи долгое время не допускались к пострадавшим - ибо режимный же объект! Водители американских машин скорой помощи из автопарка авиабазы не знали города и возили раненых по улицам, срашивая у прохожих, где расположена ближайшая больница. В общем, бардак был полнейшим, что в итоге стоило многим зрителям жизни.


6. Памятник жертвам катастрофы:
Памятник жертвам катастрофы. Источник фото: wikimedia.org
Источник фото: wikimedia.org
Через некоторое время после катастрофы правительствами США, Германии и Италии был организован специальный фонд размером примерно в 10 млн. евро (21 млн. нем. марок) для оказания помощи родным и близким погибших. При этом все попытки пострадавших и родных погибших через суд добиться более значимых выплат в качестве компенсации морального ущерба ни к чему не привели.

После катастрофы в Рамштайне в Германии и ряде других стран были введены особенно строгие правила проведения авиашоу - например, пролёты над зрителями или даже движение в их сторону были запрещены. В самой Германии авиашоу долгое время проводились без привлечения групп высшего пилотажа и, соответственно, без исполнения его элементов.

Интересный факт: название известной немецкой музыкальной группы "Раммштайн" было дано её лидером Тилем Линдеманном в 1994 г. действительно в память об этой катастрофе. Но в силу своей грамотности Тиль ошибся, и добавил лишнюю "м" в название группы - сам город пишется с одной "м" - Рамштайн (Ramstein).



Tags: #airshow, #авиация, #авиашоу, #германия, #рамштайн, #яндекс.дзен, airshow, авиация, авиашоу, германия, рамштайн, яндекс.дзен
Subscribe

Posts from This Journal “авиашоу” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments