Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Category:

Гроза немецких подлодок: британский Short Sunderland

Продолжаю обзор Музея королевских ВВС в Лондоне (RAF Museum London). В этой записи я хочу более подробно рассказать об одном замечательном экспонате - британском гидросамолёте Short Sunderland.

Этот самолёт, созданный британской компанией Short Brothers, был одним из самых больших и одновременно массовых образцов летающих лодок Второй мировой войны. Его разработка началась в первой половине 1930-х годов, а первый полет прототипа состоялся осенью 1937 г.

1. Летающая лодка Short Sunderland в Музее королевских ВВС:
Royal Air Force Museum London-24

Этот самолёт прежде всего примечателен своим вкладом в победу над германским подводным флотом во Второй мировой войне. Впрочем, об этом я расскажу чуть позже, а сперва мы коротко пробежимся по истории создания Short Sunderland.


После начала работ по созданию пассажирской летающей лодкой Short S.23 британское Министерство авиации (Air Ministry), отвечающее за развитие королевских ВВС, пришло к выводу, что им не помешала бы и военная версия этого самолёта. Адаптация проекта привела в итоге к тому, что на 42 построенных гражданских самолёта Short S.23 Empire, включая модификации S.30 и S.33 (выпускались в 1937-40 гг.) пришлись аж 721 военных Short S.25 Sunderland (выпускались в 1937-45 гг.).

2. Пассажирская летающая лодка Short S.23 Empire (VH-ABF) в качестве прообраза военного Short Sunderland:
Short S.23
Источник этого и последующих ч/б фото: wikipedia.org

Основные ТТХ Short S.23 Empire

  • Масса пустого самолёта: 10 659 кг
  • Максимальная взлётная масса: 18 370 кг
  • Полезная нагрузка: 24 пассажира или до 1 500 кг. груза (письма и посылки)
  • Моторы: 4х Bristol Pegasus XC мощностью 920 л.с.
  • Максимальная скорость: 322 км/ч
  • Практическая дальность: 1200 км


От гражданского прототипа герой нашего рассказа Short S.25 Sunderland унаследовал двухпалубную окнструкцию и высокий уровень комфорта для экипажа: на летающей лодке были предусмотрены туалет, камбуз и спальные места.

3. Кухня на летающей лодке Short S.25 Sunderland:
Royal Air Force Coastal Command, 1939-1945. CH418.jpg

4. Места для отдыха экипажа:
Royal Air Force Coastal Command, 1939-1945. CH8570.jpg

Теперь оценим основные ТТХ Short S.25 Sunderland (для версии Mk V):

Основные ТТХ Short S.25 Sunderland

  • Масса пустого самолёта: 16 770 кг
  • Максимальная взлётная масса: 29 545 кг
  • Стрелково-пушечное вооружение: от 8 до 16 7,7 мм мм пулемётов, 2х 12,7 мм пулемёта
  • Боевая нагрузка: авиабомбы, глубинные бомбы, мины суммарной массой до 2250 кг
  • Моторы: 4х Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью 1.200 л.с.
  • Максимальная скорость: 343 км/ч
  • Практическая дальность: 3150 км


Хорошо заметно, что в результате "адаптации" проекта (и его развития от версии Mk 1 до Mk V) самолёт успел значительно "подрасти".

4. Short S.25 Sunderland канадских ВВС:
Short Sunderland 2 ExCC.jpg

5. Вернёмся к нашему экземпляру, выставленному в Музее королевских ВВС в Лондоне:
Royal Air Force Museum London-30

6. Его носовая оконечность:
Royal Air Force Museum London-31

7. Нос в профиль:
Royal Air Force Museum London-26

8. Корма:
Royal Air Force Museum London-29

9. Несмотря на нанесённые опознавательные знаки ВВС Новой Зеландии (британского доминиона в те годы), конкретно этот экземпляр служил в британских королевских ВВС и, уже после Второй мировой войны, в ВВС Франции:
Royal Air Force Museum London-32

Этот самолёт был выпущен в 1945 г. под заводским номером ML 824.

10. Соответствующая информационная табличка:
Royal Air Force Museum London-34

11. Схема, наглядно показывающая его устройство:
Royal Air Force Museum London-35

12. Подвеска противолодочных бомб на специальной выдвижной консоли:
Royal Air Force Museum London-37

Для гидросамолёта сброс бомб - весьма непростое дело, так как его корпус должен сохранять водонепроницаемость. В данном случае британские инженеры нашли вполне приемлемое решение.

13. Подвеска бомб внутри фюзеляжа:
Royal Air Force Coastal Command, 1939-1945. CH808.jpg

Приведу ещё несколько старых фото, показывающих этот самолёт во всей его красе.

14. Short Sunderland Mk I из состава 210-й эскадрильи королевских ВВС эскортирует войсковые транспорты, идущие в Англию из Канады в 1940 г.:
Short Sunderland Mk I of No. 210 Squadron RAF based at Oban in Scotland, escorting a Canadian troop convoy into Greenock, 31 July 1940. CH795.jpg

15. Заправка в море:
Royal Air Force Operations in the Far East, 1941-1945. CI1549.jpg

16. Бортстрелки на своих рабочих местах:
Royal Air Force Coastal Command, 1939-1945. CH810.jpg

17. В кабине пилотов:
Inside the cockpit (36603498305).jpg

18. За обеденным столом:
Royal Air Force 1939-1945- Coastal Command CH6160.jpg

В завершение обзора этого самолёта я хочу, как и обещал в начале статьи, сказать пару слов о его роли во Второй мировой войне. Этот самолёт изначально задумывался как патрульный и противолодочный. Англичане неплохо усвоили уроки Первой мировой войны, в ходе которой блокада британских островов немецкими подводными лодками потавила их страну на грань выживания.

В 1939 г., с началом Второй мировой, история с блокадой повторилась - но поражение немцев в подводной войне наступило ещё до полного истощения их сил. Весной 1943 г. в "Битве за Атлантику" наступил коренной перелом - с этого времени немцы уже больше не могли наносить союзным конвоям значительный урон, оставаясь, в свою очередь, безнаказанными. Этот перелом был достигнут, содной стороны, постепенным количественным наращиванием сил и средств противолодочной обороны союзников (в основном, американцев и англичан).

С другой стороны, развитие теории операций и радиотехники позволило организовать противолодочную борьбу так, что шансов у немецких подводных сил практически не осталось. Какое отношение это всё имеет к летающим лодкам Short S.25 Sunderland? Самое прямое. Оснащение этих лодок поисковым радаром и ночным прожектором привело к тому, что немецкие подводные лодки не могли больше совершенно "расслабленно" заряжать свои аккумуляторные батареи ночью (а днём уж и подавно) и совершать ночные переходы в новые позиционные районы.

В свою очередь наличие сильного вооружения позволяло летающим лодкам не просто засекать позиции немецких подлодок и передавать их координаты на ближайшие корабли противолодочной обороны (ПЛО), но и самим атаковать.

19. Уничтожение немецкой подлодки U 106 двумя "Сандерлендами":
U-106 Luftangriff.jpg

Любопытно, что в самом начале Второй мировой войны немецкие учёные сделали вывод о практической невозможности изготовления компактного радара в сантиметровом диапазоне волн - что повлияло на всю программу строительства и проектирования немецких подводных лодок.

После появления однозначных признаков наличия таких радаров не только на небольших кораблях (эсминцах, фрегатах и корветах) противника, но даже и на его самолётах, командование немецкого ВМФ пришло в шоковое состояние. Все массово изготавливаемые немцами подлодки (прежде всего VII-й и IX-й серий) разом оказались бесполезными в подводной войне из-за потери самого главного их качеста - скрытности.

20. Уничтожение немецкой подлодки U 625 канадским "Сандерлендом":
U-625 depth charges exploding.jpg

21. U 426 гибнет под огнём британского "Сандерленда":
U-boat Warfare 1939-1945 C4081.jpg

Всего самолёты Short S.25 Sunderland самостоятельно потопили 26 немецких подводных лодок. Но эффект от их применения был значительно большим - ведь сам факт обнаружения лишал подводников скрытности и, как правило, заставлял их отказаться от атаки конвоя и вынуждал спешно уходить под воду. А на место обнаружения вражеской подлодки оперативно наводились свои корабли, завершающие, как правило - через весьма короткое время - недолгую жизнь вражеской подлодки и её экипажа. Часто "Сандерленды" оставались в районе обнаружения подлодки многие часы, дожидаясь её очередного всплытия.

Спасибо за внимание, продолжение рассказа об этом музее и его экспонатах следует.

Как-нибудь я расскажу и о другой легендарной летающей лодке Второй мировой - об американском самолёте-амфибии Consolidated PBY „Catalina“, который с не меньшим успехом боролся с немецкими подлодками.

Этот пост сделан на основе заметки Гроза немецких подлодок: британский Short Sunderland на Яндекс.Дзен. Другие записи в моём канале на Яндекс.Дзен:



Tags: #raf, #short sunderland, #авиационный музей, #авиация, #англия, #военный музей, #лондон, raf, short sunderland, авиационный музей, авиация, англия, военный музей, лондон
Subscribe

Posts from This Journal “лондон” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments