Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Categories:

Боевой морской транспортно-десантный экраноплан А-90 "Орленок"

Так называемый экранный эффект при взлёте и посадке самолётов был обнаружен ещё в 1920-х годах. Спустя примерно десять лет в разных странах Европы (в том числе и в СССР) начались теоретические проработки "экранного" полёта и первые эксперименты. Впрочем, все эти работы были скорее частной инициативой отдельных энтузиастов.

Вершиной разработки и производства экранопланов были 1970-80-е годы прошлого столетия, при этом наибольшего прогресса в этой области достигли отечественные специалисты.

1. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан А-90 "Орленок" в Музее истории Военно-морского флота России в Москве:
Музей ВМФ в Москве-211




В СССР исследованиями и опытными разработками в области экранопланостроения занималось, в основном, конструкторское бюро под руководством Ростислава Алексеева. Им был так же создан до сих пор крупнейший экраноплан в мире - ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь". Он был вооружён шестью управляемыми противокорабельными ракетами и представлял из себя грозную силу. Так же стоит отметить работы Роберта Бартини, особенно его противолодочную амфибию с вертикальным взлётом и посадкой ВВА-14.

2. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (заводской № 26) "Орленок":
Музей ВМФ в Москве-195

"Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой - до нескольких метров - высоте от поверхности (воды, земли, снега или льда). По международной классификации экранопланы относятся к морским судам."

В настоящее время мы лишь с грустью можем наблюдать "отстатки былого могущества", созданного трудом русских людей и потом так легко пущенного по ветру в начале 1990-х.

Хорошо хоть, что из пяти произведённых экранопланов А-90 "Орленок" два дожили до нашего времени. Один из них установлен в качестве памятника в Каспийске, а другой явзляется экспонатом Музея истории Военно-морского флота России в Москве.

3. Экраноплан А-90 "Орленок" является вторым по значимости экспонатом этого музея:
Музей ВМФ в Москве-196

4. Напомню, что главным экспонатом этого музея является дизель-электрическая подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец" проекта 641Б "Сом":
Музей ВМФ в Москве-20

В Москву экраноплан прибыл в июне 2007 года. Он был отбуксирован из Каспийска водным путём и установлен в акватории Химкинского водохранилища.

5.
Музей ВМФ в Москве-30

6. Текущее расположение экраноплана в музее:
Музей ВМФ в Москве-5

Экраноплан "Орленок" выполнен по самолетной схеме. Это трехдвигательный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом - лодкой. Его постоянный экипаж состоит из командира, второго пилота, механика, штурмана, радиста и стрелка.

7. Системы экраноплана представляют собой комбинацию традиционного корабельного и самолетного оборудования:
Музей ВМФ в Москве-173

8.
Музей ВМФ в Москве-177

Основные тактико-технические характеристики экраноплана "Орленок":


  • Размах крыла — 31,50 м.

  • Длина — 58,10 м.

  • Высота — 16,30 м.

  • Масса пустого экраноплана — 100 тонн;

  • Максимальная взлётная масса — 140 тонн;

  • Двигатели — 2 х НК-8-4К (стартовые); 1 х НК-12МК (маршевый);

  • Максимальная скорость — 400 км/ч.

  • Практическая дальность — 1500 км.

  • Высота полёта на экране — 2-10 м.

  • Высота полёта в самолетном режиме — до 3000 м.

  • Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР.


Источник информации

9. В носовой части экраноплана расположены стартовые турбореактивные двигатели НК-8-4К (это корабельный вариант авиационных двигателей от Ту-154 и Ил-62):
Музей ВМФ в Москве-192

10. К сожалению, мне не удалось попасть внутрь:
Музей ВМФ в Москве-175

11. Кабина экипажа экраноплана:

Автор фото: Александр Бельтюков, источник: commons.wikimedia.org

12. Маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (корабельный вариант авиационного двигателя НК-12М, устанавливающегося на Ту-95 и Ан-22):
Музей ВМФ в Москве-174

13.
Музей ВМФ в Москве-171

Следует отметить, что несмотря на ряд достоинств экранопланов (большая живучесть и грузоподъёмность, чем у самолётов, а так же большая скорость, чем у кораблей), они имеют и весьма серьёзные недостатки, затрудняющие их массовое использование: низкая маневренность, привязка к водной поверхности без препятствий вроде птиц или других судов, сложность управления и энергозатратный старт. В общем, это скорее нишевое средство передвижения, предназначенное для решения специальных задач. А что думают по этому поводу читатели?

Этот пост сделан на основе заметки Боевой морской транспортно-десантный экраноплан А-90 "Орленок" на Яндекс.Дзен.

Другие записи в моём канале на Яндекс.Дзен:



Tags: #военно-морской музей, #военный музей, #москва, #орлёнок, #россия, #экранопланы, военно-морской музей, военный музей, москва, орлёнок, россия, экранопланы
Subscribe

Posts from This Journal “военно-морской музей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments