Военный музей (military_museum) wrote,
Военный музей
military_museum

Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg)

Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку. Тем более, что она-то и являлась одной из основных "целей" нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Наши "партнёры" из НАТО обозначили этот тип ПЛ как "Tango". Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.
1.
U-434 Hamburg-2015-05-30_138.jpg

Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ "Рубин". После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.

И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:U-434 Hamburg-2015-05-29_130.jpg



3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход. Заходим...
U-434 Hamburg-2015-05-29_003.jpg

4. ...и сразу попадаем в носовой торпедный отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_010.jpg

5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке. Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед:
U-434 Hamburg-2015-05-29_012.jpg

6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне "третьего этажа" этой ПЛ:
U-434 Hamburg-2015-05-29_014.jpg

7. Люк для аварийного покидания ПЛ:
U-434 Hamburg-2015-05-29_011.jpg

8. Переходим во второй отсек - аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) "этажа". Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
:U-434 Hamburg-2015-05-29_021.jpg

9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы - оно действительно сделано через перископ?
U-434 Hamburg-2015-05-29_019.jpg

На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.

10. Офицерские удобства:
U-434 Hamburg-2015-05-29_016.jpg

11. Немного техники:
U-434 Hamburg-2015-05-29_017.jpg

12. Каюта для совсем больных:
U-434 Hamburg-2015-05-29_023.jpg

13. Обитателю этой каюты полагался свой "карантинный" гальюн:
U-434 Hamburg-2015-05-29_024.jpg
14.
U-434 Hamburg-2015-05-29_025.jpg

15. Затем мы спускаемся на один "этаж" (вернее, палубу) вниз:
U-434 Hamburg-2015-05-29_026.jpg
16.
U-434 Hamburg-2015-05-29_029.jpg
17.
U-434 Hamburg-2015-05-29_030.jpg

18. Покидаем второй отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_033.jpg

19. Попадаем в третий отсек - отсек центрального поста. Вид в корму:
U-434 Hamburg-2015-05-29_035.jpg

20. Вид  в нос (откуда мы пришли):
U-434 Hamburg-2015-05-29_036.jpg

21. Основное оборудование центрально поста находится над нами, но нас туда не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. "агрегатные выгородки"):
U-434 Hamburg-2015-05-29_037.jpg

22.
U-434 Hamburg-2015-05-29_038.jpg

23.
U-434 Hamburg-2015-05-29_042.jpg

24. Переходим в четвёртый - жилой и аккумуляторный отсек. На его "втором этаже" расположена столовая для старшин:
U-434 Hamburg-2015-05-29_040.jpg

25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин:
U-434 Hamburg-2015-05-29_046.jpg

26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика::
U-434 Hamburg-2015-05-29_044.jpg

27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно - камбуз:
U-434 Hamburg-2015-05-29_045.jpg

28. Идём дальше по коридору:
U-434 Hamburg-2015-05-29_048.jpg

29. В принципе, довольно приличное размещение:
U-434 Hamburg-2015-05-29_049.jpg

30. Здесь жил особист:
U-434 Hamburg-2015-05-29_047.jpg

31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы:
U-434 Hamburg-2015-05-29_050.jpg

В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).

32. Переходим в пятый, дизельный отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_051.jpg

33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью:
U-434 Hamburg-2015-05-29_056.jpg

34. На заднем плане виден проход в "машинный зал":
U-434 Hamburg-2015-05-29_055.jpg

35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все - с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42:
U-434 Hamburg-2015-05-29_063.jpg

36. Вспомогательные механизмы и приборы:
U-434 Hamburg-2015-05-29_057.jpg

37. Дизель поближе:
U-434 Hamburg-2015-05-29_066.jpg

38. Покидаем пятый отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_071.jpg

39. Вид назад, на дизельный отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_075.jpg

40. Теперь мы находимся в предпоследнем, шестом отсеке этой ПЛ - электромоторном. Крышка люка:
U-434 Hamburg-2015-05-29_077.jpg

41. Щиты управления двумя бортовыми электромашинами (2 х 1350 л.с. типа ПГ101) и одной средней (1 х 2700 л.с. типа ПГ102):
U-434 Hamburg-2015-05-29_083.jpg

42. Коридор между электрощитами в электромашинном отсеке:
U-434 Hamburg-2015-05-29_096.jpg

43.
U-434 Hamburg-2015-05-29_095.jpg

44. Рабочие места "электриков":
U-434 Hamburg-2015-05-29_089.jpg

45. Вид на щит управления электромотором по правому борту:
U-434 Hamburg-2015-05-29_085.jpg

46. Щит управления средним электромотором:
U-434 Hamburg-2015-05-29_088.jpg

47. Третий (!!!) гальюн на корабле. Роскошь же:
U-434 Hamburg-2015-05-29_097.jpg

48. Крантики с забортной (солёной) и пресной водой:
U-434 Hamburg-2015-05-29_098.jpg

49. Теперь переходим в последний, седьмой (кормовой) отсек:
U-434 Hamburg-2015-05-29_099.jpg

50. Система рулевой гидравлики:
U-434 Hamburg-2015-05-29_103.jpg

Под настилом расположен электродвигатель бесшумного хода мощностью 140 л.с.
51. Какая-то секретная установка:
U-434 Hamburg-2015-05-29_106.jpg

52. Что-то, похожее на баллон с газом (с редуктором наверху) Пенообразователь для системы пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная):
U-434 Hamburg-2015-05-29_105.jpg

53. Матрос устал и лёг поспать. Внизу баллон с воздухом высокого давления (ВВД):
U-434 Hamburg-2015-05-29_111.jpg

54. Другой матрос бодр. Зачем (а главное - как?) в отсек был затащен один из трёх винтов, история умалчивает:
U-434 Hamburg-2015-05-29_109.jpg

55. Ещё один аварийный люк (всего их три, они расположены в 1, 3 и 7 отсеках):
U-434 Hamburg-2015-05-29_113.jpg

Интересная особенность немецких морских музеев и музейных ПЛ - это звуковое оформление соответствующих экспозиций. Например, на U-434 в дизельном отсеке довольно шумно проигрываются звуки работы реального дизеля и т.д.

56. Ну всё, всплываем выходим на поверхность:

U-434 Hamburg-2015-05-29_124.jpg

57. Спасательный буй на корме (второй такой же расположен в носовой части ПЛ):
U-434 Hamburg-2015-05-29_118.jpg

58. Вид на нос:
U-434 Hamburg-2015-05-29_127.jpg

59. Интересные штуки, расположены симметрично по бортам ближе к корме. Выхлопом дизеля это быть не может, ибо он (вывод выхлопа) расположен вместе с устройством РДП в рубке. Что же это такое? (Уже подсказали, что это всё же выхлоп).
U-434 Hamburg-2015-05-29_128.jpg

60. Недалеко от ПЛ U-434 расположено другое интересное музейное судно - грузо-пасажирский "Cap San Diego", но на него у нас уже не хватило времени:
U-434 Hamburg-2015-05-29_133.jpg

61. А теперь немного истории. Так выглядели ПЛ проекта 641Б в далёкие 80-е годы (на снимке Б-498 из состава ЧФ):
Источник фото: http://www.navy.su/navysub1945/641b/images/641b_00.jpg
Источник фото

62. Общий чертёж ПЛ проекта 641Б (кликабельно):

Источник: http://militaryrussia.ru/i/284/208/wjGxT.jpg
Источник фото

63. Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный - на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин):
Источник фото: http://cruiser.patosin.ru/oldsite/Foto/5opsk/75.jpg
Источник фото

64. Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном магазинчике при ПЛ:
Книжка про ПЛ U-434 -2.jpg

Согласно этой книженции, мысль о покупке русской ПЛ возникла у двух немцев-предпринимателей после просмотра новостей в августе 2000 г. из района Баренцева моря. Тогда там "утонула" (со слов одного известного чиновника) одна из наших АПЛ, и помощь к морякам, оставшимся в живых после взрыва, "немного" не успела. В итоге, немцы захотели сделать памятник морякам-подводникам и представить его в качестве музея, куда любой может зайти и представить себе, как оно вообще - жить и работать в таком железном гробу. Ну, и денег заработать тоже - я так думаю.

Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи "посредников" вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу - а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).

65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров:
Книжка про ПЛ U-434 -1.jpg

После заключения договора и перевода денег ПЛ была отправлена в Североморск на "демилитаризацию", где с неё было снято всё секретное оборудование и вооружение. Затем, наш буксир дотащил её до Гельголанда (остров в Северном море) и передал свою ношу немецким буксирам. Дальше - дело техники. ПЛ поставили в док, наварили 2 "колпака" - для входа и выхода посетителей, адаптировали бортовую сеть под гражданские 230 VAC, подкрасили немного и поставили на место. Потом ещё один раз переставили - туда, где U-434 и стоит с 2010 г. по сей день. А впервые ПЛ была открыта для посетителей уже в октябре 2002 г. За первые 12 месяцев её посетили 120 тыс. человек, что позволило практически "вернуть" её стоимость новым владельцам.

Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и различных жидкостей.

66. Последний капитан Б-515 - Гарматенко Анатолий Иванович - оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо ему за это:
Книжка про ПЛ U-434 -3.jpg

67. Любопытный факт: на данный момент существуют ещё две музейные подлодки этого типа. Б-396 установлена в Москве, а Б-307 - в Тольятти. Так, например, выглядит ПЛ Б-396 проекта 641Б в Москве на Химкинском водохранилище, в Музее ВМФ (парк "Северное Тушино"):
ПЛ-музей Б-396 в Москве, фото с сайта http://www.town.ural.ru
Источник фото

68. А вот так выглядит ПЛ Б-307 в Тольятти, в техническом музее АвтоВАЗа. Согласитесь, что это немного психоделическое зрелище - ПЛ, стоящая на лужайке и выпускающая торпеду:
ПЛ Б-307 в Техническом музее АвтоВАЗ, автор фото: Трубин Анатолий, https://commons.wikimedia.org
Источник фото

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
U-434 U-Bootmuseum Hamburg

Адрес:
U-Bootmuseum Hamburg GmbH
St. Pauli Fischmarkt 10
D-20359 Hamburg

Как добраться:
Мы ехали на машине из Берлина, это около 3-х часов по автобанам с паузой на кофе. По причине обилия злачных мест в центре Гамбурга, я строго рекомендую запарковать машину в надёжном месте и дальше путешествовать городским транспортом. До нужного места ходят электрички и метро (остановка Reeperbahn, дальше около 10 минут пешком до набережной Эльбы - St. Pauli Fischmarkt).

Контакты:
Телефон:  +49 40 32004934
Факс: +49 40 32527209

Расписание работы:
Ежедневно без выходных, с понедельника по субботу: с 9:00 до 20:00, в воскресенье: с 11:00 до 20:00.

Сколько стоит: взрослый билет: 9 евро. Школьникам, студентам и их детям: 6 евро. Прочим пенсионерам: 7 евро.
Для традиционной семьи (2+2) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро.
За фотосъёмку попросят ещё 1 евро. Но лично нас забыли попросить, что могу лишь отметить как дополнительный плюс этому музею.

Важно: нас не пустили в центральный пост, потому что мы зажали заплатить по 4 евро за т.н. "экскурсию". С другой стороны, это не помешало нам (чуть позже) к этой "экскурсии" присоединиться, просто присев в столовой нижних чинов и подождав, пока небольшая толпа богатеньких буратин нагонит нас. Экскурсия нас ничем не удивила, о рабочей температуре +70 °С в машинном отделении мы и так догадывались, а про красный уголок с балалайками и про ручных медведей в торпедном отсеке и так уже знает каждый пионер. Сэкономленную валюту мы потом, кстати, с пользой спустили на Репербане, но вот оригинальных фоток из центрального поста у меня пока нет.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ U-434 (к сожалению, только на нем. яз.).
Там же - вид с веб-камеры на ПЛ в реальном времени.
Фоторепортаж Андрея Прокофьева о ПЛ Б-515 в 1984 г.
Статья о ПЛ Б-515 в Википедии.
Там же - статья о ПЛ проекта 641Б.
Статья о ПЛ проекта 641Б на сайте deepstorm.ru
Там же - "краткая биография" ПЛ Б-515.

Tags: #u-434, #б-515, #военный музей, #гамбург, #германия, #подводные лодки, #проект 641Б, u-434, б-515, военный музей, гамбург, германия, подводные лодки, проект 641Б
Subscribe

Posts from This Journal “подводные лодки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →